Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта

 

Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта — теоретическая концепция, которую выдвинул израильский социолог Шмуэль Ной Эйзенштадт (род. 1923, Варшава) в своей книге «От поколения к поколению» (1956).

Эйзенштадт развил концепцию «возрастных групп» (age groups), опираясь на положения книг Т. Парсонса и Э. Шилза «К общей теории действия» и Т. Парсонса «Социальная система» (Eisenstadt, 1966: 22–24). Возрастную группу автор в связи с «возрастным рангом» (age grade), подчеркивая, что заимствует термины у А. Р. Радклиффа-Брауна, для которого возрастной ранг — это «признанное разделение жизни индивидуума как переходы от младенчества до старости (passes from infancy to old age)» (Eisenstadt, 1966: 325).

Возрастных групп концепция Ш. ЭйзенштадтаАнализ функционирования возрастных групп, основанный на сравнительном изучении различных обществ — «примитивных, исторических и современных», приводит автора к выводу, что при определенных условиях в процессе социализации особо важную роль играют гомогенные возрастные группы. «Цель этой книги, — подчеркивается во введении, — состоит в том, чтобы проанализировать различные социальные явления, известные как возрастные группы, молодежные движения и т. д., и установить, по возможности специализированно, социальные условия, при которых они возникают, или типы обществ, в которых они имеют место. Главный тезис данной книги — существование этих групп не каприз судьбы или игра случая, и они возникают и существуют только при строго определенных социальных условиях» (Ibid.: 15). Собственно, этим определяется и основная проблема, рассматриваемая Эйзенштадтом: «место возраста в социальной структуре и условия, при которых существуют гомогенные возрастные группы» (Ibid.: 9, обоснование на с. 33–36).

Обобщающая идея Эйзенштадта представлена в одной из гипотез: «Гомогенные возрастные группы... имеют тенденцию возникать в тех обществах, в которых семейство или родовой союз не могут гарантировать достижения полного социального статуса его членами или даже препятствуют этому» (Ibid.: 54). Таким образом, основное внимание уделено противоречиям, которые возникают между различными способами общественного устройства и с которыми имеет дело социализационный процесс. Причем этот процесс понимается широко — как разворачивающийся на разных уровнях институциализации и обусловленный разными уровнями социальной структуры.

Типология молодежных групп, которую предлагает для дальнейшего анализа применительно к современному обществу Эйзенштадт, включает: а) «неофи­циальные и полуформальные группы молодежи и молодежную культуру»; б) израильские добровольческие молодежные движения; в) Свободное германское молодежное движение (движение начала XX века) — как «прототип непослушной молодежи, а особенно — юношеского социального движения»; г) Киббуцу (Kibbutz — еврейский тип общины); д) Комсомол, который рассматривается на советской модели (Ibid.: 92–111). Таким образом, автор стремится рассматривать в одном ряду неформальные отношения по типу peer group и институциализированные формы молодежного движения, в том числе в таких моделях, как комсомол. Исследователь подчеркивает: в ряде обществ (в том числе в еврейском и советском) сильна роль общинных отношений, что и сказывается на формировании нормативно и организационно развитых моделей молодежного движения.

Второе заслуживающее внимания обстоятельство — рассмотрение Эйзенштадтом вопроса нормы и девиации в случае образования первого типа молодежных групп (неформальных, тех, к которым чаще всего и адресуются исследователи молодежных субкультур). Автор пишет: «Социологически важная характеристика этих групп — то, что их девиантность ориентирована больше на нормативные сердцевины обществ (чем на их периферию), которые они стремятся достигать неинституциализированными средствами» (Ibid.: 97). Это замечание входит в известное противоречие с теорией субкультур, которая как раз и не обнаруживает в новом культурном образовании какой-либо попытки покушения на официальную культуру. Данное положение Эйзенштадта осталось недооцененным авторами, разрабатывающими теории молодежи.Возрастных групп концепция Ш. Эйзенштадта

Концептуальный характер имеет выделение автором трех основных характеристик, в целом присущих различным возрастным группам современных обществ:

1. Возраст в данном случае выступает как критерий членства группы, хотя это не слишком строго определено или этого твердо не придерживаются. «Молодежные группы охватывают всю юность и только самую раннюю стадию взрослости, и членство в них не только не универсально, но и не одинаково распределено во всех секторах общества».

2. В пределах всех современных групп молодежи небольшие первичные группы формируют основное ядро организации — «ядро, которое может или не может быть включено в более широкие формальные организации».

3. Все современные молодежные группы исполняют главным образом предварительные задачи и концентрируются на рекреационных и культурных действиях их членов. «Они регулируют только внутренние отношения их членов и их поведение, но не их поведение в полном объеме и не поведение других членов общества» (Ibid.: 111).

Таким образом, по Эйзенштадту, семья, несущая в себе черты более ранних форм социальной организации, в своих социальных ориентациях расходится с новыми компонентами социальной структуры и не в состоянии обеспечивать должным образом социализацию индивида. Ее место в социализационном процессе занимает молодежная группа, которая выполняет как интеграционные, так и дезинтеграционные функции. В молодежных группах происходит смена ролей — от тех, которые устанавливаются родственным окружением, к тем, которые исходят из требований общества. Такой переход имеет вид совместной борьбы молодежи против ролей, навязываемых взрослыми. Особенности образования молодежных групп, связанные с обеспечением смены социальных ролей, предопределяют их потенциально девиантный характер.

«От поколения к поколению» Эйзенштадта — одна из наиболее цитируемых книг в трудах по теориям молодежи (Луков, 2012) . Научные идеи ее автора со времени, когда исследование о смене поколений  получило широкое признание, стали восприниматься как глубокие и основательные ответы на животрепещущие вопросы общественного развития (Эйзенштадт, 1999). Они оказали немалое воздействие на социологическую мысль второй половины ХХ — начала XXI в.

 

Лит.: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Эйзенштадт, Ш. (1999) Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М. : Аспект Пресс. 416 с.; Eisenstadt, S. N. (1966) From Generation to Generation: Age Groups and Social Structure. N. Y. : The Free Press; London : Collier — Macmillan Ltd.  357 p.


Вал. А. Луков