Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Ювентологии концепция К. Господинова

 

Ювентологии концепция К. Господинова — теоретическая конструкция единой науки о молодежи, выдвинутая болгарским социологом Костой Господиновым в 1970-е гг.

На международном симпозиуме социологов молодежи «Приморско ’77» Господинов выступил с докладом «Ювентология и/или социология молодежи (опыт теоретического введения)» (Международные симпозиумы…, 1987: 171–172). В докладе были представлены к кратком изложении основные аргументы в пользу ювентологии как научного синтеза «общей теории социализации и общей теории реализации».

Импульс к осмыслению Господиновым своей ювентологической концепции дали международные сравнительные исследования, в которых одним из активных участников был Господинов (вместе с российским социологом В. Н. Шубкиным, венгерским социологом Ф. Гажо и др.), опыт проведения которых  показал сложность сопоставления полученных в разных научных парадигмах данных. В своей концепции ювенологии Господинов исходил из синтетической природы такой науки, но признавал за ней статус науки социологического порядка: для него ювентология — это гипотеза о выделении предельно широкой биосоциальной (социобиологической) науки о молодежи и молодом человеке, в которой структуроопределяющим моментом является социология молодежи (Господинов, 1985: 43). Само название такой синтетической науки выступало как эффемизм: социобиология или биосоциология тогда в странах социализма рассматривались как псевдонаучные доктрины, и Господинов не мог этого не учитывать (там же: 42–43).

Концепция ювентологии Господинова придает междисциплинарности особое значение в синтезе знания о молодежи. Рассматривая особенности монодисциплинарных и междисциплинарных исследований, секторального и системного подхода к молодежи, автор приходит к выводу об ограниченности синтеза научного знания по «горизонтальному типу» (например, по типу «социология-социология») и необходимости «вертикального синтеза», что означает: 1) связь областей научного знания, обеспечивающих социальное познание молодежи (т. е. синтез социологии, социальной психологии, психологии и др.); 2) связь областей научного знания, обеспечивающих биологическое познание молодежи (т. е. синтез антропологии, морфологии, физиологии и др.); 3) связь в границах социального и биологического познания молодежи и молодых людей, т. е. синтез психофизиологического, биосоциального и/или социобиологического порядка (там же: 41). Этот третий пункт признается особенно существенным, из чего следует, что социология молодежи имеет довольно ограниченные возможности для обеспечения такого «вертикального синтеза». Господинов, отмечая эту ограниченность, постулировал включение социологии молодежи в состав ювентологии, но с учетом того, что эта составная часть выступает как «бесспорный флагман» в обеспечении синтеза научных знаний о молодежи в рамках такой интегральной науки. Сама же ювентология, по Господинову, — часть более обширной науки о генерационной стратификации общества, а значит — об общественно-историческом законе смены поколений (там же: 43).

Развитие идей ювентизации привело Господинова к трактовке понятия молодежи, которая в известной мере поднимается над принятой в социологии ее (молодежи) атрибуции как социально-демографической группы. Подход, предложенный Господиновым, состоит в определении понятия молодежи и его операционализации на основе парадигмы «социализация-ювентизация», в других его работах — на основе парадигмы «реализация-социализация» (Господинов, 1983), т. е. строится в понятийном отношении как диада. Эта идея обладает определенной конструктивностью как переход в понимании молодежи на более высокий уровень абстракции.

 

Лит.: Господинов, К. (1983) Реализация и социализация на младежта: към изграждане на едина синтетична теория // Философска мисъл. София. Г. 39. Бр. 8; Господинов, К. (1985) Към изследвания на младежките изследвания // Известия НИИМ. София, 1985. Т. IV; Луков, В. А. (2009) Ювентизация // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 255–256; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон +. 528 с.; Международные симпозиумы «Приморско». 1970–1985 (1987). София. 318 с.

 


Вал. А. Луков