Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Статус социальный молодежи

 
Статус социальный молодежи — социальная позиция молодежи в обществе.
Социальный статус молодежи имеет социально-историческую природу и зависит от характера социальности общества, культуры и особенностей социализации. Особенности социального статуса молодежи состоят в следующем: во-первых, — это его предписанность, предопределенность, связанная с социальным конструированием молодежи как социальной реальности и лишь формирующейся позицией индивидов, которые составляют молодежь. В социальном статусе молодых превалирует не приобретенная, а предписанная его составляющая. Во-вторых, — динамичность и перспективность социального статуса молодежи, связанная с (а) ее интенсивной вертикальной социальной мобильностью, имеющей преимущественно (в норме) восходящую, позитивную направленность: получение образования, профессии, должности и т. д., (б) завершением присвоения социальной субъектности и расширяющейся в связи с этим возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков (экономических, властных, престижных и т. д.). В-третьих, — предопределенное обществом неравенство статуса младшей и старшей возрастных групп молодежи. Рассмотрение социально-правового статуса молодежи позволяет определить ее как социальную группу неравного гражданства. Статусная позиция гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей, определенных законодательными актами, а также устойчивых форм гражданского поведения, социальных ожиданий. Для молодежи разного возраста обнаруживается различная степень обретения прав и обязанностей. Это связано, прежде всего, с разным объемом дееспособности (согласно статье 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет), а также с рядом специально установленных прав и обязанностей лиц молодежного возраста и несовершеннолетних.
Вопрос о статусе молодежи в обществе может быть рассмотрен под разными углами зрения. От избранного подхода в принципе зависит как сам предмет анализа и систематизации, так и методы эмпирического исследования. В отечественной социологии молодежи сложились следующие основные подходы к изучению этой проблемы: 1). Социально-классовый подход, в основу которого положено утверждение о том, что молодежь в классовом обществе имеет социально-классовое расслоение и классовая сущность молодежи объективно перевешивает возрастную. Молодежь представлена в различных общественных классах, и ее положение существенно различается от классовой принадлежности. Преобладавший в советский период, этот подход правомерен, но очевидна и его недостаточность. Схватывая основные различия, представляя собой один из случаев стратификации, классовое деление не позволяет учесть тех, кто не входит в состав основных классов, а также не исчерпывает других сложностей социальной дифференциации молодежи. 2). Статус молодежи рассматривается как положение молодежи в обществе, характеризуемое по множеству показателей, среди которых социально-демографическая структура молодежи, ее здоровье, правовое положение, образование и воспитание, экономическое положение и экономическая активность, место и роль в политике, образ жизни, ценностные ориентации. Складывающаяся на основе этих достаточно строгих показателей «социальная температура» молодежи как некоторая статистическая совокупность представляет собой систематизированную информацию о положении молодежи в стране и используется в области разработки и осуществления государственной молодежной политики. Этот подход используется для подготовки докладов о положении молодежи в адрес органов государственной власти и общественности как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. 3). Многомерный подход, основывающийся на многофакторной модели молодежи, содержащей социально-демографические, социально-профессиональные признаки, источники и величину доходов, ценностные ориентации молодежи. Входящие в эту модель блоки имеют ряд других показателей. На основе такого подхода исследователи выделяют три основные категории отечественной молодежи с последующей дифференциацией каждой из них. К этим категориям относится работающая, учащаяся и неработающая молодежь. В каждой категории выделяется молодежь города и села. Дифференциация работающей молодежи представляется с учетом форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и типа предприятий и организаций, а также занимаемых молодыми людьми должностей. В составе работающей молодежи выделяются молодежь города и села, а также группы, работающие в производственной и непроизводственной сфере, в той или иной отрасли, на предприятиях той или другой формы собственности. Учащаяся молодежь дифференцируется по типам образовательных учреждений, отражающим уровень и профиль образования, форму собственности учреждения. Она изучается с учетом  различий, связанным с разными типами и формами собственности учебных заведений, соответствующего уровня и профиля получаемого образования. Неработающая молодежь составляет значительную часть молодого поколения, ее численность возрастает. Эта категория включает в себя множество различных групп молодежи, которые по самым различным обстоятельствам нигде не работают и не учатся (безработные, желающие трудоустроится; молодые люди, живущие на иждивении и не желающие работать; инвалиды из-за болезни или со дня рождения; инвалиды труда или боевых действий, иждивенцы, бродяги, «бомжи» и т. д.). Многообразие молодежных групп и слоев представляет также армейская молодежь, мигранты, молодые люди, отбывающие наказания после совершения преступлений, криминальные группы, молодые женщины, находящиеся в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком и др.
В молодежной среде образуются статусные группы, имеющие условное «равенство» статусов. Эти группы, в противоположность экономически детерминированным иерархичным сообществам, имеют типичный компонент социализационных траекторий, выступающий чаще всего как пересечение жизненных судеб и совпадение каналов социализации (как позитивных, так и негативных). Статусные молодежные группы в большинстве своем аморфны, а с точки зрения долговременной перспективы — ненадежны. Молодежь как социальная группа имеет внутригрупповую стратификацию по «статусным группам», строящимся по различным основаниям (преимущественно это — вид деятельности, досуговые занятия и т. д.). 

Лит.: Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2002) Молодые милиционеры: Проблема адаптации к новой социальной роли. М. : Социум. 144 с.; Бархатов, Д. Е. (2004) Социальный статус работающих «уличных детей» : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 19 с.; Доведов, С. Н., Луков, В. А. (2007)  Владельцы мобильных телефонов: тезаурусный подход к их типологизации // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 10 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 10–25; Ильдарханова, Ч. И. (2006) Особенности социального статуса молодого преподавателя российского вуза : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 19 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.;  Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.;  Ковальски, С. (2001) Социальный статус семьи молодых научных работников (на материалах Польши) : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 26 с.; Луков, В. А. (2008) Статус правовой молодежи // Социология молодежи :  энциклопедич. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. С. 480–481; Пименова, О. И. (2013) Глянцевый журнал как фактор конструирования социально-статусной идентичности молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. Екатеринбург. 22 с.; Чупров, В. И., Игитханян, Е. Д. (1992) Социально-професси¬ональный статус молодежи /Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 56 с.; Чупров, В. И., Игитханян, Е. Д., Казаринова, И. В. Семейное положение молодежи России / Ин-т молодежи; Рос. акаде¬мия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 51 с.; Чупров, В. И., Колесников, А. Н. (1992) Образовательный статус молодежи России / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 44 с.; Чупров, В. И., Савва, М. В. (1992) Этнический статус в молодежной среде / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 56 с.; Чупров, В. И., Соловьев, М. В. (1992) Положение молодежи России в структуре власти / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 68 с.
 

А. И. Ковалева