Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Адаптация социальная

 

Адаптация социальная – процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. Для социальной адаптации важно согласование притязаний социального субъекта с его возможностями и реальностью среды. Социальная адаптация происходит в течение всей жизни человека, так как социальная среда необычайно динамична, неустойчивость и при этом имеет всепроникающий характер. Человеку чаще всего не удается опережать ее изменения в своей подготовленности к ним. Социальная адаптация предполагает обретение индивидом субьектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами.

Понятие социальной адаптации вошло в социологию, в первую очередь, под влиянием органической школы. Позднее широко использовалось при рассмотрении проблем взаимоотношений личности и общества. Т. Парсонс рассматривал  ее как важнейшее условие социализации, как приспособление индивида к среде путем усвоения заданных обществом норм, правил и т. п. Адаптация индивидов к социальной среде влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. Парсонс подчеркивал естественный характер адаптационного процесса. Этот процесс предполагает усвоение личностью определенных нормативных структур, символов культуры, чему способствует приобщение личности к современным знаниям. Адаптивные механизмы должны обеспечить человеку его адекватность и социальную желаемость, особенно в его двух дифференцированных сферах действия и ответственности, в его профессиональной роли и в его семье (Парсонс, 2000). По Р. Мертону, проблема индивидуальной социальной адаптации актуализируется в условиях аномии как результата несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, между культурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения. Рассматривая нормативную структуру общества, т. е. структуру отношений между нормами, ролями, статусами, ценностями и институциональными порядками и способы адаптации к ней, Мертон показал, что отношения между этими компонентами могут отличаться согласованностью–рассогласованностью, варьирующими в самых широких пределах, более того, могут быть конфликтными (Мертон, 2006).Типы индивидуальной адаптации к структурной аномии Мертон классифицировал, основываясь на различении «культурных целей» (ценностей, предписываемых культурой) и «институализированных средств» (норм). Иначе говоря, в процессе социальной адаптации человек может принимать или отвергать ценности, следовать нормам либо отклоняться от них. По утверждению Э. Фромма, соответственно пяти формам отклоняющейся социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный (Фромм, 1992).

В контексте преобразования социального опыта социальная адаптация рассмотрена А. В. Петровским. В связи с этим он обосновал теорию неадаптивной активности. Неадаптивность раскрывается им как несовпадение целей и результатов человеческих действий. Своеобразие отклонений от сообразного поведения человека заключается в том, что моменты неадаптивности выступают звеньями общественного развития, которые в отличие от процессов простого воспроизводства наличного уровня общественного бытия могут способствовать его расширенному воспроизводству (Петровский, 1992). В социальной адаптации реализуется два взаимосвязанных компонента. Первый – создание индивидом в процессе социализации внутренних средств для функционирования в обществе, когда происходит поэтапное структурное изменение личности, повышающее ее способность включаться в социальные связи, деятельность. Второй – поддержание обществом внешних для индивида средств его социальной адаптации, включающих необходимую материально-вещественную и социокультурную среды, а также фиксирование продвижения индивида в его освоении социальности и включении в повторяющиеся и расширяющиеся социальные связи и деятельность. Человек с детства принимает готовые стандартизированные схемы поведения и культурные образцы в качестве неоспоримого руководства для ситуаций, обычно встречающихся в социальном мире, и узнает, что такие схемы и образцы принимаются и другими людьми как дающие шанс достигать желаемые результаты. Человек научается с первого взгляда видеть ситуации, происходящие с ним, и улавливать способ, подходящий для решения наличных проблем. В обычном течении дел человеку достаточно представлять общий тип или стиль событий, чтобы справляться с ними, предпринимая типичные действия и ожидая от других лиц типичных действий. Сталкиваясь в своем опыте с чем-то прежде неизвестным и выходящим за рамки обыденного знания, человек приступает, с точки зрения У. Томаса, к определению ситуации, а затем пытается совместить и согласовать ее с другими фактами. Человек расширяет и пересматривает свой запас опыта. Прошлый опыт индивида приобретает иное значение в новой ситуации. Чтобы ориентироваться в новой ситуации, человек сначала устанавливает, в чем состоят его собственные интересы, и затем делает все, что может, чтобы овладеть обстоятельствами (Thomas, Znaniecki, 1918). По Т. Шибутани, каждой группе присущ некий шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях участников. Прежде чем установится взаимное приспособление, каждый участник должен что-то знать о других, чтобы с достаточной вероятностью предвидеть, что они будут делать (Шибутани, 1998).

Существует большое количество видов, способов и форм социальной адаптации. По характеру можно выделить добровольную и вынужденную социальную адаптацию в зависимости от совпадения или расхождения интересов, потребностей, представлений и установок индивида с предложениями и изменениями социальной среды (Шабанова, 1995). Позитивная и негативная характеристики социальной адаптации связаны с ее результативностью. Позитивная адаптация складывается как результат активного приспособления индивида (группы) к социальным условиям и воспроизведения социальной среды с продвижением ее в восходящем направлении. Негативная адаптация отражает приспособление индивида с использованием неодобряемых средств обеспечения жизнедеятельности (например, социальный паразитизм, социальное иждивенчество, девиантная адаптация), что тормозит или вредит воспроизводству и развитию социальной среды (Свиридов, 2002). В зависимости от сферы жизнедеятельности различают экономическую, политическую, трудовую, профессиональную, cоциально-психологическую и др. адаптации.

В зависимости от степени и качества адаптации выделяют устойчивую или неустойчивую, глубокую и неглубокую, полную и неполную, высокую или низкую социальную адаптацию (Корель, 1997). Дезадаптация связана с неприспособленностью, низким уровнем возможностей индивида «вписываться» в социальное окружение и успешно функционировать в нем. Неразвитая или поверхностная социальная адаптация приводит к конформизму. По И. С. Кону, конформизм означает «сознательное приспособленчество к господствующим вкусам и мнениям, ориентацию на то, чтобы соответствовать какому-то признанному или требуемому стандарту» (Кон, 1967). Конформизм коррелирует с такими психологическими чертами, как стереотипность, негибкость мышления, бедность идей, эмоциональная скованность, тревожность, чувство собственной неполноценности, пассивность (там же). Конформизм является лишь предпосылкой успешной социализации индивида. Но если индивид не имеет ничего большего в своем поведении, кроме приспособленчества, если он развивается только по внешним для него установкам, если он не утверждает свою самость, проверяя свои поступки на реакции других, не находит решения, как поступать в конкретных ситуациях, то конформизм будет чрезмерным. Он нанесет вред и человеку, и обществу. Для социализации такой конформизм есть отклонение, так как социализация предполагает не пассивное приспособление индивида к социальной среде при его податливости, а активную адаптацию человека к изменяющимся условиям, воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также их преобразование на основе инновации. Особо опасным становится конформизм в случае давления на человека асоциальных и антисоциальных группировок, когда индивид принуждается к экстремизму, бунту, религиозному фанатизму, наркотизму, преступлениям и т. д.

Отечественные исследователи выделяют различные критерии и показатели социальной адаптации, а именно: состояние массового сознания и общественного настроения (Л. Гордон); степень свободы индивида в выборе жизненных целей и средств их достижения (М. Шабанова); субъективные оценки условий жизнедеятельности индивидов (Н. Свиридов); характер социальной мобильности и т. д. В социологии организаций термин «адаптация» применяется для обозначения одной из основных функций социальной системы и определяется как приспособление к изменениям ее внутренней и внешней среды. Адаптация является одним из функциональных условий выживания социальной системы (Парсонс, 2000).

В отечественной социологии молодежи и смежных областях молодежных исследований проблематика социальной адаптации молодежи представлена в работах Д. Л. Аграната, Ю. В. Вишневского, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, Вал. А. Лукова, М. Ю. Мельника, В. Т. Шапко и др.

 

 

 Лит.: Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2002) Молодые милиционеры: Проблема адаптации к новой социальной роли. М. : Социум. 144 с.; Балабанова, Е. С. (1999) Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии «негативной» адаптации // Социол. исследования. № 4. С. 46–57; Кон, И. С. (1967) Социология личности. М. : Политиздат. 383 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.; Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.; Корель, Л. В. (1997) Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП РАН. 160 с.; Мертон, Р. (2006) Социальная теория и социальная структура : пер. с англ. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель. 873 с.; Парсонс, Т. (2000) О структуре социального действия. М. : Академ. Проспект. 880 с.; Петровский, А. В. (1992) Психология неадаптивной активности / Рос. открытый ун-т. М. : ТОО «Горбунок». 224 с.; Свиридов, Н. А. (2002) Адаптационные процессы в среде молодежи (дальневосточная ситуация) // Социол. исследования. № 1. С. 90–95; Фромм, Э. (1992) Душа человека : пер. с нем. и англ. / общ. ред., сост., предисл. П. С. Гуревича. М. : Республика. 430 с.; Шабанова, М. А. (1995) Социальная адаптация в контексте свободы // Социол. исследования. № 9. С. 81–88; Шибутани, Т. (1998) Социальная психология. Ростов-н/Д. 544 с.; Thomas, W. I., Znaniecki, F. (1918) The Polish Peasant in Europe and America. Boston : Richard G. Badger, 1918. Vol. I.


 

А. И. Ковалева