Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Тезаурус

Тезаурус — полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни. Понятие используется в этом виде в социологии, в частности, в социологии молодежи.

Тезаурус как объект познания обладает свойствами, присущими знанию, и, следовательно, изучается как знание. Но его специфику составляет прямая связь с целями субъекта — его (этого знания) носителя. Это не значит, что знание, претендующее на объективность (естественнонаучное, богословское и др.), не обладает связью с целями субъектов, его производящих, распространяющих, преобразующих в материальные формы. Но в аналитическом аспекте важно видеть, что тезаурусы как знаниевые комплексы в своей организации строятся по другим правилам его накопления, переработки и представления. Тезаурусы представляют собой субъектно организованное знание - гуманитарное знание, имея в виду его естественную связь с повседневностью человека, его привычным миром, картинами мира, в конструировании которой тезаурус играет решающую роль.

Назначение понятия «тезаурус» в понятийной системе гуманитарных наук выявляется тогда, когда необходимо отразить полноту некоторого знания (информации), существенного для некого субъекта по какому-либо основанию. Здесь сочетаются две важнейшие характеристики понятия: первая оставляет в тени, на периферии мыслительного акта измеряемые признаки информации (объем, мера) и обозначает лишь то, что информация полна, т. е. по каким-то соображениям признана достаточной для каких-то целей. Полнота, таким образом, является здесь не количественной, а качественной характеристикой. В частных науках тезаурус может, разумеется, измеряться по определенным показателям (например, в информатике). Однако обобщенное понимание тезауруса предполагает, что не имеет значения, какими способами измеряется полнота знания, освоенного субъектом, важно лишь то, что ее наличие составляет атрибут тезауруса.

Вторая характеристика находится в зоне ценностей и ценностных ориентаций. Существенность того знания, которое составляет тезаурус, предопределена субъектом — его целями, потребностями, интересами, установками. В целом можно сказать, что там, где о знании может быть как необходимый сформулирован тезис относительно его (знания) полноты и существенности для субъекта, мы имеем дело с какими-либо тезаурусами.

Общей для понятия «тезаурус» в различных сферах гуманитарного знания может быть признана также такая характеристика, как систематичность. Тезаурус систематичен в том смысле, что самую разнообразную информацию подвергает систематизации по какому-то определенному основанию, выстраивая иерархическую структуру знания. Он систематичен в том смысле, что систематизировать информацию — и есть его важнейшая задача. Весь вопрос, в каком направлении происходит эта систематизация. Здесь специфика тезауруса проявляется наиболее ярко: систематизация данных в тезаурусе строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Свое выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в виртуальное свое, занимая в структуре тезауруса место частного. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим). В этом отличие тезаурусной иерархии знаний от структуры научного знания.

В литературе встречается представление о разделении своего и чужого как свойства или порождения локальных культур. Такого рода культурные феномены, без сомнения, имели место в прошлом, имеют место и сейчас, но противопоставление своего и чужого не принадлежит только традиционному обществу, это универсальный способ ценностной типизации.

Деление на свое и чужое может сопровождаться толерантностью к несходным мнениям, открытостью к другим культурам, сама граница своего и чужого подвижна. И именно в этом аспекте тезаурусная организация знания рассматривается как отличающаяся по своему системообразующему основанию от объектной организации знания. Потребность в такой смене основания системы возникает в силу главного назначения тезауруса для субъекта — ориентировать его в окружающей среде и обеспечивать таким образом жизнеспособность субъекта. Тезаурус и выражает ту сторону всякого знания, освоенного субъектом, которая состоит в его (знания) способности применяться субъектом для того, чтобы наилучшим образом сориентироваться в окружающем мире как на уровне повседневности частной жизни отдельного человека, так и на уровне великих событий мировой истории. Такая ориентация вовсе не сводится к адаптационной стратегии. Напротив, важными механизмами ориентации являются творчество, эксперимент, дестандартизация. Творческое начало в тезаурусах представлено неравномерно, но оно — непременный компонент конструирования реальности и разрешения конкретных ситуаций. Здесь существенны не объем и масштабность творческих задач, а само наличие творческого элемента в ориентационных действиях.

Полнота, существенность, систематичность и ориентирующее назначение составляют четыре базовые характеристики тезауруса. Пятую — противоречащую им и одновременно их дополняющую — составляет такое свойство тезауруса, как избыточность. Избыточность в данном случае означает наличие в тезаурусе таких знаний, которые не предназначены непосредственно для ориентации в жизненном мире. Собственно, и опосредованную связь с какой-либо прагматической целью уловить бывает крайне сложно и вряд ли необходимо, поскольку назначение такой информации как раз в том и состоит, чтобы обеспечивать жизнеспособность в неустойчивой среде, а значит — держать дверь открытой к нарушениям постоянства как системного свойства самого организма. Впрочем, и человеческие общности могли бы характеризоваться так же. Избыточность как свойство тезауруса выступает как своего рода защитный механизм от застоя и его неизменного следствия — деградации. Возможность сочетать в ориентационном комплексе полноту (достаточность) знаний, составляющих тезаурус, с лишними знаниями в смысле их избытка для целей ориентации субъекта в окружающей среде предопределяет вариативность многого в поведении и размышлениях людей, готовит почву для проявлений любопытства, легкомыслия, романтизма и т. п. В любви и дружбе это свойство тезауруса получает широкий простор для развития, оно в полном смысле слова расцветает. В функциональном отношении оно, так сказать, ортогонально четырем другим основным свойствам тезауруса, оно если не антисистемно, то по крайней мере несистемно, хотя находится с системой в одном поле и связано множеством взаимопереходов. Оно придает живость, динамику тезаурусу и делает его менее предсказуемым и потому более загадочным и интересным.

Наиболее подробное изложение сути тезауруса в тезаурусном подходе применительно к социологии молодежи содержится в монографии А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова (Ковалева, Луков, 1999), а также в монографиях Вал. А. и Вл. А. Луковых (Луков В. А., Луков Вл. А., 2008, 2013). Понятие «тезаурус» применяется в тезаурусном подходе, который во многих исследованиях по социологии молодежи используется как методологическая база наряду с другими подходами (Луков, Агранат, 2005; Агранат, 2007, 2009, 2010; Агранат, Ткаченко, 2008; Гневашева, 2010; Луков, Тихомиров, 2012; Погорский, 2012; Явон, 2012). Тезаурусы и тезаурусный подход используются в энциклопедических словарях и учебниках по социологии молодежи (Социология молодежи …, 2008; Чупров, Зубок, 2011).

 

Лит.: Агранат, Д. Л. (2007) Социализация участников военизированных организаций в условиях становления гражданского общества : науч. моногр. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 103 с.; Агранат, Д. Л., Ткаченко, А. В. (2008) Правовая социализация молодежи : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с.; Агранат, Д. Л. (2009) Социализация личности в военизированных организациях : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 168 с.; Агранат, Д. Л. (2010) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.; Гневашева, В. А. (2010) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование : моногр. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, В. А.,  Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения : монография.  М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.; Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322–323; Социология молодежи :  энциклопедич. словарь (2008) / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник.  М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Явон, С. В. (2912) Жизненное самоопределение молодежи : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 169 с.

Вал. А. Луков, Вл. А. Луков