Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Киберсоциализация

 

Киберсоциализация — социализация личности, которая происходит под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных и компьютерных технологий. Киберсорциализация выражает особенности социализации в условиях, когда  жизнедеятельность человека, особенно детей и молодежи происходит на фоне стремительного перехода цифровых технологий из сферы научных разработок в сферу образования и в повседневность новых поколений.

Термин «киберсоциализация» (первоначально – «виртуальная компьютерная социализация») предложен в 2005 г. В. А. Плешаковым (Плешаков, 2005, 2011, 2012). Он же разрабатывает соответствующие курсы для студентов Московского педагогического государственного университета, где преподает (профессор кафедры социальной педагогики и психологии), формирует группу исследователей (С. Н. Верейкина, О. А. Гримов, Ю. П. Денисов, Е. Г. Ефимов, Т. В. Обибина В. К. Обыденкова и др.). Объединительный процесс идет вокруг Электронного научно-публицистического журнала «Homo Cyberus» Международного интернет-сообщества исследователей феномена киберсоциализации, созданного для систематизации, интеграции и популяризации достижений современной теории и практики киберонтологии, киберпедагогики и киберпсихологии, для улучшения и эффективности БУМа (Безопасности, Успешности и Мобильности). В 2017 г. вышел №2 журнала, посвященный в основном различным аспектам киберсоциализации; главный редактор В. А. Плешаков; он же создатель и главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus»).

По В. А. Плешакову, киберсоциализация человека  представляет собой  процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа, мобильной сотовой связи и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности (Плешаков, 2011, 2012). В основе лежит социально-педагогическое и психологическое определение социализации (Мудрик, 2004), этого направления в основном придерживаются исследователи, собранные В. А. Плешаковым.

Среди исследователей есть и социологи. Так, Е. Г. Ефремов, работающий в Волгоградском государственном техническом университете, в 2017 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук по теме «Социальные сети как групповой феномен (структурный аспект)».  В его монографиях освещены некоторые социологические аспекты киберсоциализации молодежи (Ефимов, 2015; Дулина, Ефимов и др., 2014).

Как междисциплинарная концепция, учитывающая быстрое развитие компьютерных технологий, киберсоциализация представляет интерес для исследователей молодежи.

 

Лит.: Верейкина, С. Н. (2017) Особенности формирования ценностных ориентаций студентов-первокурсников в процессе киберсоциализации (Электронный ресурс) // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». № 1(2). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verejkina_S_Osobennosti_formirovanija_cennostnyh_orientacij_studentov-pervokursnikov_v_processe_kibersocializacii; Дулина, Н. В., Ефимов, Е. Г., Небыков, И. А., Токарев, В. В. (2014) Социокультурное освоение виртуального пространства: опыт социологического анализа. Волгоград : Волгоградское научное издательство. 162 с.; Ефимов, Е. Г. (2015) Социальные интернет-сети (методология и практика исследования. Волгоград : Волгоградское научное издательство. 168 с.; Ефимов, Е. Г. (2017) Имидж высшего образования в социальных интернет-сетях (на примере YouTube) (Электронный ресурс) // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». № 1(2). URL: http://journal.homocyberus.ru/efimov_e_Imidzh_vysshego_obrazovanija_v_so; Мудрик, А. В. (2004) Социализация человека. М. : «Academia». 300 с.; Плешаков, В. А. (2005) Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. № 21. С. 48–49; Плешаков, В. А. (2008) Об исследовании феноменологии киберсоциализации человека // Актуальные психолого-педагогические исследования, направленные на развитие инноваций в системе образования. Сб. статей: Ч. 2 / под общ. ред. В. А. Сластенина. М. : Прометей. С. 89–98; Плешаков, В. А. (2009) Киберсоциализация человека в информационном пространстве // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’2009: Сб. науч. трудов. Горно-Алтайск : РИО ГАГУ. С. 51–52; Плешаков, В. А. (2010) Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. № 1. С. 27–31; Плешаков, В. А. (2010) Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. С. 15–18; Плешаков, В. А. (2011) Теория киберсоциализации человека / под общ. ред. А. В. Мудрика. М. : МПГУ; «Homo Cyberus. 400 с.; Плешаков, В. А. (2012) Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а. М. : МПГУ. 212 с.; Плешаков, В. А., Плешакова, К. А. (2017) К проблеме духовно-нравственного воспитания в контексте киберсоциализации общества и человека (Электронный ресурс) // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». № 1(2). URL: http://journal.homocyberus.ru/Pleshakov_Pleshakova_K_probleme_duhovno-nravstvennogo_vospitanija_v_kontekste_kibersocializacii_obshhestva_i_cheloveka.

Вал. А. Луков