Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Бернфельда концепция молодежи

Бернфельда концепция молодежи – одна из первых теорий молодежи, возникшая в Австрии и связанная с именем Зигфрида Бернфельда (1892–1953), который  пришел к педагогической, а затем теоретической работе из молодежного движения.

Подобно другим исследователям того времени, Бернфельд испытал влияние идей З. Фрейда и в то же время осваивал различные эмпирические методы получения данных, что отразилось на его диссертации, посвященной понятию «молодежь» (Bernfeld, 1918). Р. Спаннринг и Е. Г. Пантелеев обращают внимание на то, что в этой работе Бернфельд ставит вопрос о едином методе для исследований молодежи. Он собирает и анализирует тексты — письма, стихи, дневники и т. д. (в 1913 г. Бернфельд основал архив молодежной культуры, в котором собирались газеты студентов, сообщения групп молодежи и тайных организаций и т. п.), демонстрируя возможности интерпретативных методов анализа и считая, в частности, что способы работы с данными, которые использовал Г. С. Холл, порождают проблему валидности, если их использовать как количественные методы. «Определение молодежи, данное Бернфельдом, указывает на период между завершением развития психофизических элементов, особенно сексуальности, и шансом реализовать сексуальную жизнь социально принятым способом. Это несоответствие между психофизической и социокультурной действительностью ведет к такой напряженности, что заставляет молодых людей подвергать сомнению социальные порядки. В то время как точные критерии формы и продолжительности этой стадии трудно выделить с психологической точки зрения, Бернфельд указывает на индикаторы, порожденные социальной структурой» (Спаннринг, Пантелеев, 2008).

Для своего времени важным было обоснование Бернфельдом тезиса о зависимости временного диапазона молодости от социальных и культурных факторов, а также характеристика воспитания как средства деформации молодежи: культура, по Бернфельду, отделила достижение физической зрелости (т. е. полового созревания) от достижения зрелости психической и социальной, чем разрушила естественную связь этих процессов. Соответственно, в пубертатном периоде закрепилось противоречие между половой зрелостью и психической зрелостью, т. е. спо­собностью «выполнять взрослые функции как в любви, так и в эконо­мической и культурной жизни» (Bernfeld, 1981: 77). Отмечая значимость этих двух концептуальных положений для развития науки о молодежи, Х. Абельс комментирует позицию Бернфельда: «Психическая зрелость — результат "мужского” воспитания, которое противо­поставляется "женскому”, первичному и естественному. "Мужское” воспитание подавляет природу и готовит человека к суровой и сложной общественной реальности. Тем самым создается необходимая обществу психическая структура. Педагогику Бернфельд обвинял в том, что она не дает человеку узнать свои естественные потребности» (Абельс. Электронный ресурс).

В аспекте комбинирования психологических и социологических подходов к молодежи Бернфельд в работе «Об одной типичной форме мужского полового созревания», опубликованной в 1923 г., развил идею о том, что половое созревание имеет разный временной интервал, который определяется различием между двумя процессами в развитии: физиологическим процессом (обозначаемым φ) и психическим желанием (обозначаемым Ψ). Положение, где второй компонент (Ψ) «переживает» первый, представлено у Бернфельда значком ΨPb (его можно трактовать как подростковое желание) и рассматривается им как очень характерное для определенных явлений среди молодежи (Bernfeld, 1923: 169). Замечая это теоретическое положение, Кэтрин Джонс показывает, что у австрийского исследователя «была хорошая возможность наблюдать так называемое Jugendbewegung (молодежное движение начала ХХ в. в Германии), и он утверждает, что комплекс ΨPb является одним из важнейших признаков этого движения. Трудно найти особенные черты в группе, состоящей из самых различных индивидов. Тем не менее, такая попытка сделана» (Jones, 1925: 477). В результате выделены следующие интегральные характеристики:

«1. Интересы этого типа повернулись к "идеальным” объектам, таким как искусство, политика, гуманность и т. д.

2. Отношение к этим объектам продуктивно. Молодые люди пытаются создать произведение искусства, новые формы политики и т. д.

3. Всегда присутствуют изрядное количество уверенности в себе или многочисленные симптомы подавления того, что не удалось. Это выражается по-разному, от высокого мнения о себе до невысокого мнения о своих товарищах.

4. Один выдающийся индивид — друг или вожак (master) — любим и почитаем.

5. Часто эта любовь к другу распространяется на всю группу» (Ibid.: 477–478).

В этих обобщениях очевидны следы фрейдизма, но исходные постулаты З. Фрейда существенно трансформированы под давлением эмпирической реальности, каковую составляло Jugendbewegung. Само молодежное движение в свете такой трактовки предстает за пределами его политических позиций и общественных идеалов, оно приближено к подростковой сексуальности, что представляет продуктивное направление осмысления коллективистских импульсов в этих формах молодежной активности, если за этой идеей не следует вульгарно-социологическое скрещение сексуальности и классового подхода, как это произошло в трудах фрейдомарксистов.

 

Лит.: Bernfeld, S. (1918) Über den Begriff der Jugend : Wienner Dissertation. Wien; Bernfeld, S. (1923) Über eine typische Form der Männlichen Pubertät // Imago. Bd. 9;Bernfeld, S. (1981) Sisyphos oder die Grenzen der Erziehung. 4. Aufl. Frankfurt a/M. ; Jones, K. (1925) Sexuality : S. Bernfeld. Über eine typische Form der Männlichen Pubertät // The Intern. Journal of Psychoanalysis. Vol. 6; Спаннринг, Р., Пантелеев, Е. Г. (2008) Социология молодежи в Австрии // Социология молодежи : энциклопедический словарь. М. : Academia. С. 467; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 528 с.; Абельс, Х. Образ «молодежи» в немецкой социологии (Электронный ресурс). URL: http://limc.narod.ru/Jugend.html (дата обращения 10.08.2017).

Вал. А. Луков