Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Социализации гуманистическая теория Э. Фромма

Социализации гуманистическая теория Э. Фромма— совокупность теоретических положений, выдвинутых известным немецко-американским социологом Эрихом Фроммом (1900–1980) по проблеме взаимодействия психических и социальных факторов в процессе социализации личности.

 Фромм cформулировал концепцию  личности, которую сам назвал «радикальным гуманизмом». В своем научном поиске он выделил главными вопросами следующие: в чем состоит сущность человека? Что делает человека человеком? Он определил человека как существо,  находящееся в активном поиске оптимальных  путей своего развития, подчеркивал, что поиск этот нередко терпит крушение из-за отсутствия благоприятных внешних условий. По Фромму (Фромм, 1999),  у человека есть возможность достигнуть полного роста и совершенного развития, если внешние условия будут благоприятствовать достижению этой цели. Общество несет ответственность за формирование личности. Но человек не является только объектом, беспомощным продуктом внешних обстоятельств. Внешние факторы только способствуют или препятствуют развитию определенных черт характера и определенных границ,  в рамках которых он действует. Развитие личности нередко встречает серьезные ограничения со стороны общества. По Фромму (1999), высшей целью всех общественных устремлений должно стать всестороннее развитие человека — того самого несовершенного существа, которое возникнув на определенной ступени развития природы, нуждается в совершенствовании и шлифовке.

В противоположность точке зрения Фрейда он обосновывает теорию, согласно которой связь человека и общества не является статичной. Фромм  (Фромм, 1995) настаивает на том, что человек, его страсти и тревоги не остаются неизменными, зависимыми  лишь от биологической природы человека;  самые прекрасные, как и самые уродливые, наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате социального процесса формирования личности. Иными словами, общество осуществляет не только функцию подавления, хотя и эту тоже, но и функцию созидания личности.

Фромм показывает, что свободное развитие личности может обеспечить только демократическое и гуманное общество, а в условиях культурного и социального кризиса современного общества возрастает опасность человеческого отчаяния, утраты смысла человеческой жизни. Он исходит из тезиса о субъектности индивида в социальном процессе, считает, что понимание динамики общественного развития невозможно без понимания динамики психических процессов, происходящих внутри индивида, точно так же как понимание индивида невозможно без рассмотрения его вместе с обществом, в котором он живет.

Фромм различал, начиная с 1941 г. (Фромм,  1995), «статическую» и  «динамическую» адаптацию. Статической он называл такую адаптацию, при которой человек практически не меняется. У него появляются лишь новые привычки, например, переход от китайского способа еды палочками к европейскому — вилкой и ножом. Но такая адаптация сама по себе вряд ли приводит к изменению личности — ни новых черт характера, ни новых стремлений. Примером динамической адаптации может служить приспособление ребенка к строгим требованиям отца, которое способствует изменениям ребенка: в нем возникают новые стремления, новые тревоги. Фромм  ставит вопрос о том, какого рода адаптация имеет место в том или ином случае, предупреждает о невротических последствиях динамической адаптации индивидов к  социальным условиям. Фромм  обсуждает и другие вопросы: что именно заставляет людей приспосабливаться почти к любым,  хоть сколь-нибудь приемлемым условиям жизни и где границы этой приспособляемости?  Он обращает внимание на то, что одни черты человеческой натуры являются более гибкими, а другие — менее. Черты характера человека проявляют различную эластичность и устойчивость.

По утверждению Фромма, психические процессы первичны и во многом определяют структуру социальных феноменов. Человеческое бытие Фромм понимает как становление человека, как совершенствование его духа. Деструкция социальных отношений, по мнению Фромма, порождена невозможностью реализации потребностей человека. В результате возникают деформированные стремления и влечения. Фромм выделяет специфические психологические механизмы, которые создают основу для различных типов непродуктивной ориентации: мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского.

Он объясняет, что по отношению к индивиду общество может выполнять различные функции и содействовать раскрытию потенциальных способностей человека, его потребностей или деформировать эти внутренние побуждения, придать им искаженную форму. Во-первых, человек утрачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации. Во-вторых, его отношения с другими людьми приобретают функциональный овеществленный характер.

Процесс социализации, по мнению Фромма, высказанного в 1947 г. (Фромм, 1992), начинается уже с того мгновения, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию социального характера. С помощью этого понятия Фромм обозначал «ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которому люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Понятие социального характера не является статистическим, то есть оно не просто сумма черт характера, которые можно найти у большинства представителей данной культуры. Его можно понять только в связи с функцией социального характера».

Эта функция, как считал Фромм (Фромм, 1992), заключается в том, чтобы «формировать и направлять человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования этого общества»; «...Для большинства людей их тождественность обычно уходит своими корнями в их подчиненность социальным клише»; «Только в сотрудничестве с другими людьми в процессе труда развивает человек свои силы, только в историческом процессе создает он самого себя», — утверждает Фромм.

В теории Фромма структура общества и функция индивида в социальной структуре определяют содержание социального характера. В свете этого тезиса он рассматривает семью в качестве «психического представителя общества». Семья как институт выполняет функцию передачи требований общества ребенку двумя путями: 1) через влияние, которое оказывает характер родителей на формирование ребенка («поскольку характер большинства родителей является выражением социального характера, то они передают ребенку основные черты желательной для общества структуры характера»); 2) через способы воспитания детей, обычные для данной культуры. Фромм делает важное заключение относительно значимости методов воспитания только в качестве механизмов передачи: по его мнению, «их можно правильно истолковать лишь в том случае, если мы поймем, какой тип личности желателен и необходим в данном обществе».

Фромм выявил ориентации характера в процессе ассимиляции и социализации, вскрыл социально-экономическую основу их возникновения. По его утверждению, соответственно пяти формам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникает пять способов адаптации к социуму: рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный и продуктивный. Отмечая, что со времен классической и средневековой литературы и вплоть до конца XIX в. предпринимались значительные усилия для описания представлений о том, каким должен быть хороший человек и хорошее общество, а в двадцатом столетии отсутствуют такие воззрения и главное внимание уделяется критическому анализу человека и общества, в котором только подразумевается позитивное понимание того, каким должен быть человек, Фромм попытался описать «продуктивный характер», характер нормальной, зрелой, здоровой личности.

«Продуктивный характер» личности, по Фромму (Фромм, 1993), ее фундаментальное свойство, а именно это способ ее отношения к миру во всех сферах деятельности. Продуктивность это отношение, к которому способен любой человек, если у него нет эмоциональных и психических отклонений. Продуктивное отношение к миру может быть двояким: репродуктивное воспроизводящее и генеративное преобразующее. Оно может выражаться в деятельности, поступках, в понимании, умозрении. Человек производит, делает вещи. Человек постигает мир интеллектуально и эмоционально через деятельность любви и разума, проявляя заботу, ответственность, уважение и знание.

Фромм (Фромм, 1995) подробно описал встречающиеся в обществе любого типа формы мазохистских феноменов. Мазохист, чтобы спастись от одиночества, стремится подчиниться кому-нибудь: другому человеку, социальному институту, Богу. Ему присуще чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности. Напротив, садизм как проявление разрушительности направлен, по Фромму, на поглощение объекта, стремится усилить одинокого человека за счет его господства над другими.

Деструктивность Фромм определял как активную форму отчужденности. Деструктивность имеет целью устранение, уничтожение объекта, ликвидацию любой внешней для одинокого человека угрозы. Этому типу ориентации противостоит другой тип конформистский. По мнению Фромма, этот тип преобладает в демократических обществах.

Другие механизмы «бегства от свободы» состоят в полном отречении от реальности или психологическом самовозвеличивании до такой степени, что мир оказывается уже не столь огромным. Для многих людей использование того или иного механизма оказывается единственным спасением. Человек в результате полностью осваивает стандартизированный тип личности.

Как писал Фромм в 1946 г. (Фромм, 1993), «отношения между обществом и индивидом не следует понимать так, что социальные институты и культурные модели «влияют» на индивида. Их взаимопроникновение много глубже. Любая «средняя» личность формируется под воздействием стиля взаимоотношений между людьми, а он детерминируется социоэкономическими и политическими структурами общества до такой степени, что в принципе из анализа одного человека можно вывести всю целостность социальной структуры, в которой он живет».

Фромм придерживался позиции рациональной веры в способность человека освободиться  из плена иллюзий и условностей, которые он сам себе создал. Его гуманистический радикализм указывает на необходимость радикальных перемен  не только в экономических и политических структурах, но и в личностных и поведенческих структурах, то есть во всей системе ценностных ориентаций человека.

 

Соч.: Фромм, Э. (1992) Душа человека / пер. с нем. и англ. ; общ. ред., сост. П. С. Гуревича. М. : Республика. 430 с.; Фромм Э. (1993) Психоанализ и этика. М. : Республика. 415 с.; Фромм, Э. (1995) Бегство от свободы / пер. с англ. ; общ. ред. П. С. Гуревича. М. : Издат. группа «Прогресс».  256 c.; Фромм, Э. (1999) Анатомия человеческой деструктивности / пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т. В. Панфилова. Минск : ООО «Попурри». 624 с.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+. 524 с.; Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.

А. И. Ковалева