Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Аксиология

 

Аксиология (в философии, в социологии) – философская наука о ценностях.

Как самостоятельная философская наука аксиология появилась лишь в конце XIX века. В этот период возникла необходимость систематизировать накопленный философский опыт в вопросах ценностного определения. Античная философия, как, преимущественно, рационалистическая видела в человеке носителя Логоса, что и сделало его в глазах античных философов «мерой всех вещей». Средневековая ментальность, утвердившая приоритет Веры по отношению к Разуму в основном иррационалистична и ставила своей целью привести теологическую мысль к разработке теории ценности. В XVII–XVIII вв. представления о красоте, доброте, справедливости являлись ключевыми для изучения в силу развивающихся течений социальной модернизации общества и социального прогресса. Некоторым промежуточным итогом философской трактовки «ценности» стали труды И. Канта в эпоху Просвещения, одновременно заложившие теоретические основы нового исторического типа европейской культуры – Романтизма.

Аксиология, являясь разделом философии, в качестве объекта изучения рассматривает ценности, изучая их со-бытийность миру, сущность, происхождение, формирование, структуру, классификацию и ее критерии, а также способы познания и оценки.

Термин «аксиология» был впервые обозначен в 1902 г. французским философами П. Лапи и чуть позже, в 1904 г., Э. фон Гартманом. С этого момента по сути можно определять начало развития аксиологии как комплексного учения о ценностях.

В истории аксиологии можно выделить три основных периода.

Первый, предклассический (1806–1890 гг.). В этот период становятся популярными труды Г. Лотце. Г. Лотце вводит термин «ценность» и определяет его как устойчивый и ключевой в процессе познания и формирования личности. Г. Лотце пишет, что «ценность» в определении во многом субъективна, но при этой субъективности сама как таковая, она не задается обстоятельствами, но лишь раскрывается в них. Г. Лотце отмечает значимость Божественной силы в корреляции определенной ценности с действительностью и с ее проявлением в реальном мире. Как и большинство послекантовских философов, Г. Лотце считал основой ценностного мировосприятия некое «откровение», определяющее ощущение ценностей, которое не менее достоверно для познания ценностного мира, чем рассудочное исследование – для познания вещей. Он считал, что «ценности не существуют без чувств субъекта, так как не могут принадлежать вещам самим по себе», что, однако, не означает, будто ценности лишь субъективны. В пользу «объективности», как он утверждал, «свидетельствуют их интерсубъективный характер, соответствующий их общезначимости для «надэмпирического» трансцендентального субъекта; то обстоятельство, что оценивающие суждения обусловливаются оцениваемыми объектами; тот факт, что ценностные чувства не находятся в распоряжении субъекта, но ‘противостоят’ ему в виде уже сложившейся системы. Более того, должное в известной мере обусловливает само сущее: потому и этика является ‘началом’ метафизики». В «аксиологической гносеологии» Г. Лотце различает понятие (Begriff) и мысль (Gedanke): первое сообщает лишь объективный смысл определяемого, вторая – его значимость (Geltung) и ценность.

«Близкий к Г. Лотце философ и теолог А. Ритчль (1822–1889) соотносил предметы веры в отличие от научных или метафизических с формулировками ценностных суждений, которые отличны от теоретических утверждений. Он утверждал, что любое связное знание не только сопровождается, но и направляется чувством, и поскольку внимание необходимо для реализации цели познания, воля становится носителем познавательной цели. Но мотивом воли является чувство, делающее вещь или деятельность достойной желания».

Философ этого же периода Ф. Брентано развивал учение о внутреннем опыте как источнике саморепрезентации психических феноменов. Классификация этих феноменов производится, по его мнению, «соответственно их интенциональной природе, исходя из способа полагания в них объектов. В «Психологии с эмпирической точки зрения» (1874) он разделил все психические феномены на классы представлений, суждений и душевных переживаний (Gemütsbewegungen), из которых последние ответственны за чувства удовольствия и неудовольствия, испытываемые субъектом по отношению к объектам, «наслаивающиеся» на представления и основоположные для ценностных суждения».

Как отмечает В. К. Шохин в своем труде «Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль»: «одним из первых, кто попытался дать определение ценности, в отрезок времени, непосредственно предшествовавший классической дисциплинарно-специализированной аксиологии, оказался основатель имманентной философии В. Шуппе. В «Основоположениях этики и философии права» (1881) он «показал», что собственно говоря, представляет собой ценность: «удовольствие не имеет ценности, но само является ценностью, которой обладает «порождающая удовольствие» вещь».

Второй период, классический (1890–1930 гг.). Этот период ознаменован развитием научного направления «аксиология», появлением множества новых трактовой и дополнений в научном определении «ценности», возникновением целой плеяды творческих людей, ученых, исследователей вопросов ценностей. В европейской философской среде в этот период ценностная проблематика является едва ли не главной в познании и определении. В этот период появляется множество разноплановых подходов к определению ценности, возникают противоречивые теории, целью которых является поиск истины в определении, что же такое ценность. Как и свойственно периоду активного поиска во многих теориях используется подход определения понятия через отрицание (апофатический метод от греч. άποφατικός – отрицательный). Выявляются «отрицательные ценности», т. е. те, которые на самом деле таковыми не являются и через них определяются основные, реальные, существующие ценностные категории. Этот подход очень распространен в философии многих ученых этого периода, в частности в этих категориях мыслил М. Шелер, Т. Лессинг, Э. фон Гартман и др. В этот период активно разрабатываются теории иерархии ценностей, в частности В. Виндельбандом, Г. Риккертом, В. Штерном и др. Во многих теориях отмечается, в частности в теориях вышеупомянутых философов, важность выявления носителя, или субъекта ценностей, определяя «Божественную Вселичность» на высшую ступень в системе иерархии ценностей. Но и в этой связи возникало немало противоречий и трактовок. В частности, если «М. Шелер и Э. фон Гартман выделяли для ценностей отдельное бытийное царство, то В. Виндельбанд противопоставлял ценности «сущему» как таковому, а Г. Риккерт считал, что «простое расширение реальности до включения в нее ценностей не может привести к постижению их значимости». Основоположник философской антропологии М. Шелер фактически свел к ценностям всю духовную жизнь человека, признав высшей их формой религиозные ценности. «Ценностные значимости ‘не располагаются ни в области объекта, ни в области субъекта’, «они даже не суть реальное»».

Шохин В. К. отмечает, анализируя трактовки ценности М. Шелером: «Если Шелер был убежденным «объективистом» в трактовке ценностного, то американский философ У.Шелдон в статье «Эмпирическое определение ценности» (1914) предлагает интерпретацию ценности, близкую к прагматической, – субъективистскую. С его точки зрения, мы не нуждаемся в том, чтобы искать ценное в самих объектах, для нас важно только, что «ценность объекта состоит в том, что он помогает завершить или осуществить некую уже присутствующую тенденцию»».

Разработка ценностных аспектов познания в этот период принадлежала преимущественно Баденской школе. В. Виндельбанд, выясняя предметные границы философии и конкретных наук, определял философию как таковую в качестве «науки о необходимых и общезначимых определениях ценностей». В. Виндельбанд утверждал в 1909 г. в работе, посвященной исследованию роли философии в духовной жизни Германии в XIX в., что ныне философия есть учение о ценностях общества.

Третий период, постклассический (с 1930-х гг.), характеризуется некоторым снижением интереса к ценностной проблематике. Новые теории во многом базировались и повторяли ранее существовавшие. Ценность определялась преимущественно субъектно, и соответственно высшие – абсолютные ценности априори привносились извне в обычный мир вещей. В этот период появляется множество трактовок, которые во многом искажают выдвинутые на прежних этапах. Ценность часто становится лишь частным интересом, обусловленным поведением отдельного человека или группы лиц. Особую популярность на данном этапе развития аксиологической мысли приобретают трактовки ценности с позиции блага и, особенно, с позиции экономического блага, в том числе и (а зачастую и преимущественно) материального, цель потребления которого — обеспечить потребности индивида.

 

 

Лит.: Shuppe W. (1881) Grundzuge der Ethik und Rechtsphilosophie. Breslau; Барышков В. П. (2009) Аксиология. М. : Наука; Брентано Ф. (1996) Избранные работы. М.; Виндельбанд В. (1995) Избранное. Дух и история. М.; Гартман Э. (2010) Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного: Бессознательное в явлениях телесной и духовной жизни / пер. с нем. Изд. 2, испр.; Забродина О. В. (2011) Восприятие пространства и времени: историко-культурный и аксиологический аспекты / Дис. … канд. культурологии; Карл Роберт Эдуард фон Гартман (2010) Сущность мирового процесса или Философия бессознательного. Т. 2. Метафизика бессознательного. Изд-во Красанд. (1902); Риккерт Г. (1910) О понятии философии. Логос; Шелдон (1914) Эмпирическое определение ценности; Шелер М. (1994) Избранные произведения / пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; послесл. Л. А. Чухиной. М. : Гнозис; Шохин В. К. (2006) Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М. : РУДН; Энциклопедический словарь (2004) / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики.

 

В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова