Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Софиология

 

Софиология (в социологии, философии) — религиозно-философское учение, включающее философскую теорию «положительного всеединства», основоположниками которого были В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Л. П. Карсавин и др.

Русская религиозная философия рубежа XIX и XX вв. внесла свой вклад в развитие философской мысли по проблемам морально-этического формирования общества. В трудах последователей русской религиозной философии важной частью построения справедливого общества мыслилась религия и духовно-нравственное перерождение человека. Вслед за Чаадаевым сохранились проекты построения Царства Божьего на Земле, которые сформировались в софиологию.

Современники этого периода считали В. С. Соловьева (1853–1900) центральной фигурой русской философии. В. С. Соловьев критиковал существующую до него философию за отвлеченность и не принимал таких крайних ее проявлений как эмпиризм и рационализм. В. С. Соловьев выдвигал идею положительного всеединства, во главе которого стоит Бог. Благо он видел как проявление воли, истину как проявление разума, красоту как проявление чувства. Материальный мир представлялся философу подконтрольным Богу, где человек выступает связующим звеном между Богом и природой, созданной Богом, но несовершенной. Жизнь человека это движение к Абсолюту, движение к Истине. Нравственная активность человека проявляется в любви к природе, к другому человеку и к Богу. Одной из особенностей философского учения В. С. Соловьева было определение «русской идеи» как нравственно-моральной основы сплочения российского народа. В одноименном труде В. С. Соловьев развивает идеи церковного объединения, кратко ссылаясь на сформулированные в работах конца 1870-х — начала 80-х гг. («Чтения о Богочеловечестве», «Великий спор и христианская политика», цикл публицистических статей «Национальный вопрос в России» и др.) богословские и общественно-политические принципы.

Определяя понятие «ценности», В. С. Соловьев систематизирует известный философский опыт в трактовке данного термина, и вслед за многими философами разных исторических периодов проводит взаимосвязи определения понятия ценности и понятия добра. Религия и нравственность мыслятся им в единстве. Он считает, что добро, предполагая наличие веры, в этом смысле является объективной, универсальной категорией. Нравственное совершенствование, по убеждению В. С. Соловьева, тождественно процессу поступательного развития, тождественно социальному прогрессу, определяя социальный прогресс как «повышение бытия с точки зрения нравственного смысла». Импульсом для общественного развития, нравственного совершенства, является, по мнению философа, христианский идеал. Основу нравственности В. С. Соловьев видел в богословских добродетелях. Добродетели, по мнению В. С. Соловьева, могут быть первичными (вера, надежда, любовь) и вторичными (великодушие, бескорыстие, терпимость, правдивость). При этом «каждая из признанных добродетелей не является нравственной сама по себе, а лишь в соотнесении со стыдом, жалостью или благоговением». Корень нравственности В. С. Соловьевым усматривается в совести, он пишет: «в первичной основой совести есть чувство стыда». Таким образом, в основе системы нравственной философии В. С. Соловьева лежат три качества или способности человека, которые он называет первичными началами нравственности: стыд, жалость и благоговение. Философ считает, что они — эти первичные нравственные начала – даны человеку от природы, каждое из них отражает разные стороны нравственного опыта человека. В. С. Соловьев был убежден, что по природе у человека есть все необходимые основания для добра, но добро не имеет всеобщего и окончательного осуществления и пребывает в постоянной борьбе со злом. Анализируя добро через историю человечества, В. С. Соловьев подчеркивает, что нравственное становление человека, развитие общества постоянно сопряжено с процессом борьбы добра и зла, вызванным эгоистическими побуждениями людей. Противостоять же эгоизму людей, как считает философ, может только Воля, стоящая над человеком. В этом смысле В. С. Соловьев утверждает наличие абсолютной истины, опровергая тем самым современные ему концепции, стремящиеся утвердить положение о «временных, конечных интересах». В. С. Соловьев не ставил цели систематизировать известные теории нравственного становления личности, но при этом четко определял категорию ценностей как предопределенную, абсолютную, невозможную к изменениям человеком, обществом, а поэтому, общественное развитие он считал процессом сближения человека с ценностями через тернии человеческого эгоизма посредством Высшей Воли.

Системное учение «философия всеединства» применительно к проблеме личности, методологии истории, истории культуры, гносеологии, этике, социологии, в контексте целостности христианского миросозерцания принадлежит другому представителю русский религиозный философии — Л. П. Карсавину (1882–1952).

В своих трудах Л. П. Карсавин опирался на раннехристианские учения и русскую религиозную философию, в особенности на традицию В. С. Соловьева. При этом учение Л. П. Карсавина ориентируется не на личность как таковую, а на включенность личности в общественную систему разного порядка, возникающие в этой связи взаимосвязи и оказывают в конечном итоге, по его мнению, влияние на формирование и развитие этой личности.

Как пишет Л. П. Карсавин: «Личность низшего порядка совершенствует себя, взаимодействуя с высшими, приобщаясь к ним; для усовершенствования всякая личность должна осознать себя как свободное осуществление высшей личности, т. е. общности более широкой. Индивид, т. е. отдельный человек, занимает в иерархии симфонических личностей самое подчинённое положение, составляя подножие пирамиды, наиболее массовый и несовершенный ее уровень». Тем самым в учении Л. П. Карсавина постулируется социоцентризм. Философ умаляет значение самой личности в индивидуальном нравственном развитии, но усиливает роль общества, социальных связей и их влияния на формирование отдельной личности, на ее развитие. В философии о ценностях Л. П. Карсавин вводит понятие «ценностный фактор», способствующий, по его мнению, формированию личности в контексте определенной им социометрической системы «Я – ТЫ». В своих трудах Л. П. Карсавин, вслед за своим предшественником, рассматривает и тему «русской идеи», как возможного ценностного фактора сплочения российского общества. В философии Л. П. Карсавина ценностный ряд трактуется, по сути, самим обществом, то есть, во-первых, субъектно, а во-вторых, вариативно, так как может иметь различные интерпретации в зависимости от сообщества. В этой связи, в контексте ценностного определения, Л. П. Карсавин отходит от Ценностного Абсолюта философии В. С. Соловьева.


Лит.: Карсавин Л. П. (1992) Восток, запад и русская идея // Русская идея. М. : Республика; Соловьев В. С. (1897) Оправдание добра. Нравственная философия; Соловьев В. С. (1989) Русская идея // Соловьев В. С. Соч.: в 2 т. Т. 2. М.; Шаповалов В. Ф. (2002) Лев Платонович Карсавин, в сб.: Судьбы творцов российской науки / сост: А. В. Сурин, М. И. Панов, М., «Урсс», 2002.

В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова