Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Социализации успешной концепция Н. Смелзера


Социализации  успешной  концепция —  совокупность теоретических положений, обоснованных выдающимся американским социологом Нейлом Смелзером (род. в 1930 г.) по проблеме результативности  процесса социализации личности.

Нейл Смелзер, опираясь на разработки теоретиков  социализации, представил многостороннюю характеристику процесса накопления индивидами социального опыта и социальных установок, выделив значимое для социологического объяснения социализации положение: социализация дает людям возможность взаимодействовать и обеспечивает сохранение общества в ходе смены поколений (Смелзер, 1994). То есть социализация имеет две цели: способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Смелзер рассматривает процесс социализации через призму его успешности.

Успешная социализация, как отмечает Смелзер, обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они наделены способностью их освоить. Культурные ценности от законов до неписаных правил хорошего тона регулируют поступки и стремления людей. Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети осваивают эти ценности благодаря социализации. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс формирования неповторимой личности. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализируется. Резюмируя полемику социобиологических подходов к анализу социализации, Смелзер поясняет, что биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определенные образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.

Смелзер подчеркивает, что социализация является непрерывным процессом и никогда не кончается, но существуют различия между социализацией детей и взрослых. Он выделяет сложившиеся в социологии адаптивистский и развивающий подходы исследования социализации. Сторонники адаптивистского подхода рассматривают социализацию как ответ на кризис. Они обычно считают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Жизнь взрослых рассматривается как ряд ожидаемых и неожиданных кризисов, которые необходимо осмыслить и преодолеть. Разрешение одного кризиса не всегда помогает выдержать следующий. Развивающий подход подразумевает, что процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Сторонники этого подхода полагают, что кризисы создают основу для дальнейшего роста, что в процессе социализации происходит постоянный личностный рост.

Смелзер не ограничивается пониманием социализации как развития личности по восходящей. Он определяет такую важную ее характеристику, как ресоциализация, называя ресоциализацией усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Агентами социализации, по Смелзеру, являются социальные институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации. Социализация  никогда не может быть эффективна на сто процентов. Успешная или неудачная социализация зависит от того, насколько сработали все составляющие ее условия и факторы.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351с.;  Смелзер, Н. (1994) Социология: пер. с англ. / науч. ред. издания на русск. яз. В. А. Ядов.  М. : Феникс. 688 с. ;  Смелзер,  Н. (1992) Социология // Социол. исследования.  № 4.  С. 79–91; Смелзер,  Н. (1993) Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология. Хрестоматия: учеб. пособие для студентов вузов /  сост. Е. С. Белинская, О. А. Тихомандрицкая.  М. : Аспект Пресс. С. 322–349. 

А. И. Ковалева