Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Логотерапии теория Виктора Франкла

Логотерапии теория В. Франкла —  совокупность теоретических положений, обоснованных известным австрийским психологом Виктором Франклом (1905–1997), представляющая собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы  развития  личности  в норме и патологии, а также   на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности.

Психолог В. Франкл, ставший доктором медицины, практиковал в клинической психиатрии. В годы второй мировой войны он длительное время пребывал в нацистских концлагерях и пережил все их ужасы. В концлагерях прошли проверку и нашли подтверждение его взгляд на человека и философская и психологическая теория личности, которая была лично им выстрадана.  По оценке Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 1990), никому не удалось столь глубоко,  как Франклу,  понять психологические корни широко распространенного в современном обществе явления утраты людьми смысла собственной жизни и дать ответы на многие вопросы. Прежде всего Франкл (Франкл, 1979, 1990) старался передать мысль о сущности человека и о сущности существования. Он утверждал, что быть человеком означает быть обращенным к смыслу, требующему осуществления, к ценностям, требующим реализации. Это значит жить в поле напряжения, возникающего между полюсами реальности и идеалов, требующих материализации. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называл экзистенциальным вакуумом. Оно возникает, если стремление человека обрести смысл остается нереализованным. Смысл относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию. Смысл меняется, во-первых, от человека к человеку и, во-вторых, — от  одного дня к другому, даже от часа к часу. Вместе с тем Франкл  подчеркивал, что предпочел бы говорить об уникальности, а не об относительности смыслов. Уникальность, однако, — это качество не только ситуации, но и жизни как целого, поскольку жизнь — это вереница уникальных ситуаций. Человек уникален как в сущности, так и существовании. Никто из людей не может быть заменен — благодаря  уникальности каждой человеческой сущности. И жизнь каждого человека уникальна в том, что никто не может повторить ее — благодаря уникальности его существования.

Как отмечает Франкл, «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме как в смысле средней нормы, так и в смысле идеальной. Свою индивидуальность люди оплачивают отказом от нормальности, а случается и отказом от идеальности. Однако значимость этой индивидуальности, смысл и ценность человеческой личности всегда связаны с сообществом, в котором она существует».

По Франклу, отдельный человек не детерминирован своим происхождением; его поведение нельзя вычислить, исходя из его типа. Такой расчет никогда не будет точным, никогда не «сойдется нацело» обязательно будет какой-то остаток. Этот остаток и выражается в свободе человека избегать ограниченных рамок собственного типа. Истинно человеческое начинается в человеке там, где он обретает свободу противостоять зависимости от собственного типа. Ибо только там, именно в этой свободе, в ощущении своего свободного и ответственного бытия возникает подлинный человек. Чем больше стандартизирована некоторая машина и устройство, тем они лучше, но чем больше стандартизирована личность, чем больше она «растворяется» в своем классе, национальности, расе или характерологическом типе, тем больше она соответствует некоему стандартному среднему и тем ниже она в нравственном отношении.

В современных обществах немалым числом людей ощущается бессмысленность той жизни, которую им приходится вести, нередко без возможности какого-либо реального выбора. Это происходит по самым разным обстоятельствам, когда для человека становится  невозможным найти позитивный смысл в жизни. Одной из причин такой ситуации может стать разрушение старых ценностей и традиций, дискредитация «новых» и отсутствие культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим, неповторимым путем. Этим во многом объясняются и те социальные патологии, которые широко распространяются в модернизируемом обществе. Франкл предупреждал, что у каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия. Жизнь никогда и ни для кого не перестает иметь смысл. Человек в состоянии даже безвыходную ситуацию превратить в победу.

 

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум. 351с.; Леонтьев, Д. А. (1990) Виктор Франкл в борьбе за смысл // Франкл, В.  Человек в поисках смысла. М. : Прогресс. C. 5–22;  Франкл, В. (1990а) Общий экзистенциальный анализ // Франкл, В. Человек в поисках смысла.  М. : Прогресс.  C. 130–283;  Франкл, В. (1990b) Основы логотерапии // Франкл, В.  Человек в поисках смысла.  М. : Прогресс.  C. 284–359; Frankl, V. (1979) Der Mensch vor der frage nach dem Sinn. Munchen–Zurich :  Piper. 292 S.; Frankl, V. (1987) Logoterapie und Existenzanalyse. Munchen–Zurich : Piper. 302 S.

                                                        

 

А. И. Ковалева