Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Педология

 

Педология (от греч. pais — дитя + logos — слово, наука) — это комплексная наука о детях, их развитии, обучении и воспитании.

Педология возникла на рубеже XIX–XX вв. как течение в психологии и педагогике. Оно было обусловлено проникновением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Одним из основоположников этого научного направления считают американца Г. С. Холла. В его трудах были предприняты первые попытки междисциплинарного подхода к изучению ребенка. (Психологический словарь, 2000). Создание педологии было связано со стремлением изучать психическое развитие ребенка с учетом его физического развития, то есть на основе более полной картины возрастного развития ребенка (Блонский, 1936).

Педология представляла собой совокупность психологических, педагогических, анатомо-физиологических, биологических концепций развития ребенка, но не являлась целостной теорией. В разработке ее проблем объединяли усилия педагоги, психологи, медики, генетики, физиологи и другие ученые. В России педология широко распространилась в начале ХХ века. К концу 1920-х гг. в педологических учреждениях работал значительный корпус психологов, физиологов, дефектологов (Головин, 1998). Имелись учебные центры, где готовили педологов, научные лаборатории, в которых специалисты данных областей знаний совместно разрабатывали и решали проблемы детства. Достижения отечественных ученых в области педологии не уступали зарубежным (Немов, 2003).

Основоположником российской педологии явился А. П. Нечаев. Большой вклад внес В. М. Бехтерев, организовавший в 1907 г. Педологический институт в Санкт-Петербурге, а также основавший журнал «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии» (Большой психологический словарь, 2003). Он (Бехтерев, 1910) стал создателем учения о поведении как системе рефлексов, из которых, по его мнению, складывается психологическая и социальная деятельность людей. Рассматривая воспитание как общественный феномен, Бехтерев подчеркивал, что оно является важнейшей задачей общества. С момента появления ребенка на свет воспитание должно осуществляться прежде всего семьей, которая закладывает нравственные начала. Школа должна не только образовать человека, но воспитывать интеллигентную, деятельную и нравственную личность. Иначе образование может стать лишь средством для удовлетворения личных страстей, послужить созданию вредного члена общества. Бехтерев пытался разграничить как бы две природы человека — прирожденную, или наследственную, и приобретенную благодаря естественному или искусственному воспитанию. Он считал, что человек как социальная единица является продуктом воспитания, а не результатом прирожденных или наследственных условий. По его утверждению, вопрос об эволюции человеческой личности сводится к тому, как будут использованы природные условия, будет ли им дано путем воспитания соответствующее развитие и направление, будут ли привиты человеку общественные чувства и будет ли выработан навык к систематической работе, или же праздность, эгоизм и легкомыслие сделаются привычным явлением для человека.

Педологией были выработаны методологические подходы гуманистической направленности, акцентировавшие внимание на изучении детской психологии. В 1910 г. в докладе на I Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике Кащенко (Кащенко, 1910) говорил о недостаточности построения учебных программ и планов с ориентацией на «теоретического среднего ученика» и всячески пропагандировал идею дифференциации школьников и создания особых специальных школ для каждой выделенной, обособленной категории детей (для умственнодефективных, для моральнодефективных, для физически дефективных, для детей с недостатком речи — по принятой тогда терминологии) с выделением и категории одаренных детей, которые в обычной школе обучаются «недолжным, неправильным, недостаточным образом» (Антология.., 1990).

На основе идеи развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостного подхода к изучению ребенка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии) П. П. Блонский (Блонский, 1979) попытался дать полную картину жизни ребенка, показать его как «естественное целое». В русле педологии он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенностях воспитания и обучения. Блонскому принадлежат оригинальные теории памяти, мышления в ходе возрастного развития. По его мнению, в основе поведения человека лежит эмоциональная сфера. Блонский доказал научную несостоятельность теории моральной дефективности, согласно которой нравственное уродство определялось как специфическое психическое заболевание, не связанное с другими отклонениями в психическом и физическом развитии ребенка. Он настаивал на необходимости рассматривать нравственность как сложное явление не биологического, а социального порядка. Он призывал во всех случаях, когда ребенок обнаруживает отклонение в поведении, понять сущность этих отклонений, выявить их причины и создать все условия для преодоления недостатков ребенка. По Блонскому, необходимо различать медицинский и педагогический аспекты вопроса. Различия причин отклонения в нравственном развитии определяют и разную систему мероприятий, направленных на их преодоление.

В исследованиях отечественных педологов был накоплен большой эмпирический материал о развитии детей. Ценным в педологии было стремление изучать развитие ребенка изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. Однако предмет педологии несмотря на многочисленные дискуссии и теоретические разработки не был четко определен, что не способствовало выделению специфики педологии, не сводимую к содержанию смежных с ней наук. На этапе своего формирования педология столкнулась с огромными сложностями междисциплинарного характера и не смогла справиться с ними. В критике педологии главный удар пришелся на тестирование. Это было ее уязвимым местом. В качестве диагностических методик педологи-практики использовали скороспелые поделки, скопированные с западных образцов, а то и сами западные тесты без их адаптации. По результатам тестирования выводы зачастую делались поверхностные и категоричные.

Специальным решением ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (Народное образование в СССР, 1974) была отменена и запрещена педология. Педологов обвинили в вытеснении из школы «настоящих» педагогов, лженаучности взглядов, реакционности их точки зрения на наследственную и социальную обусловленность развития ребенка. Это постановление ликвидировало не только педологию и биологизаторскую концепцию развития ребенка. Запрещался научный подход к объяснению отклонений в развитии личности на основе как биологической, так и социальной обусловленности этого процесса. Ученые фактически были устранены от анализа влияний социальной среды на личность. Признавалось как неоспоримый факт, что советское общество успешно воспитывает людей в духе социализма. Причины отклонений в поведении детей, в частности, объяснялись недостаточным воспитательным влиянием, педагогической запущенностью. Формировалось представление о всемогуществе воспитания. Утверждалось определение воспитания как целенаправленного воздействия на личность-объект при доминирующей субъектной роли воспитателя.

Обращает на себя внимание тот факт, что и в других странах педология в конце концов тоже прекратила свое существование. Судьба педологии как поучительный пример недолговечного проекта комплексной науки заслуживает глубокого методологического анализа (Большой психологический словарь, 2003).

Развитие педологии в России принесло определенные результаты. Сформированные в педологии основные научные принципы строятся на том, что ребенок — целостная система. Он не должен изучаться только «по частям» (что-то физиологией, что-то психологией, что-то неврологией). То есть, педология – это целостное знание о ребенке (биологическое, социальное, психологическое и т. д.). Ребенка можно понять, лишь учитывая, что он находится в постоянном развитии. Ребенка можно изучать лишь с учетом его социальной среды, которая оказывает влияние не только на психику, но часто и на морфофизиологические параметры развития. Наука о ребенке должна быть не только теоретической, но и практической. То есть, практическая значимость педологии – переход от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики (Пчельникова, 2016).

Особое признание получили труды Выготского (Выготский, 1926). Им создана концепция культурно-исторического развития психики, выработана идея зоны ближайшего развития личности. По его суждению, ребенок усваивает культурно-исторический опыт в виде научных понятий. Естественной формой развития таких понятий является обучение. В начале обучения существуют высокий и низкий уровни развития, далее низкий уровень как-бы подтягивается к высшему. Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще бы делались невозможными. Выготский определил общие закономерности развития и обучения детей с отклонениями в развитии разных категорий, основные принципы коррекции имеющихся нарушений. Он подчеркивая субъективность личности в процессе ее воспитания, а также социальный характер воспитания, писал, что воспитание во всех странах и во все времена было социальным, что ребенок в конечном счете воспитывается сам. В ребенке потенциально заключено множество будущих личностей, он может стать и тем, и другим, и третьим. Воспитание из человека как биотипа формирует человека как социотип.

Выготский подчеркивал, что действительное движение процесса развития детского мышления совершается не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному таков основной итог его как теоретического, так и экспериментального исследования. Выготский утверждает, что в развитии высших психических функций важная роль принадлежит жизненному опыту ребенка, в особенности тому, который связан с обучением. Его подход выгодно отличался от механистической модели «наследственность среда», игнорирующей самостоятельную деятельность ребенка, посредством которой он познает и преобразует окружающий мир и таким образом изменяется сам (Ковалева, 1996).

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, создавая теорию культурно-исторического развития уже в 1920-е годы, начали разрабатывать проблемы социальной обусловленности генезиса сознания человеческого индивида. Проведенные ими исследования показали, что такие высшие специфические человеческие психические функции, как логическое мышление, осмысленная память, целеполагающая воля и т. д., не даны человеку в готовом виде от рождения и что они формируются у этого индивида прижизненно в результате освоения им социального опыта.

Педология дала толчок развитию детской и педагогической психологии, генетической психологии, социальной педагогике, этнографии детства, социологии молодежи и др. В настоящее время складываются новые возможности дальнейшего комплексного изучения детского развития.

 

 

 

Лит.: Бехтерев, В. М. (1910) Вопросы общественного воспитания. М. : Психо-Неврологический институт. 41 с.; Блонский, П. П. (1936) Педология. М. : ВЛАДОС. 284 с.; Большой психологический словарь (2003) / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М. : Прайм-ЕВРОЗНАК. 672 с.; Выготский, Л. С. (1926, 2010) Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. М. : АСТ; Астрель. 672 с.; Кащенко, В. П. (1990) Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников? // Антология педагогической мысли второй половины ХIХ – начала ХХ вв. М. : Педагогика. С. 480–487.; Головин, С. Ю. (1998) Словарь практического психолога. Мн.: Харвест. 113 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение. М. : Институт молодежи. 224 с.; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа (1974): сб. док. 1917–1973 гг. М. : Педогогика. С. 173–175.; Немов, Р. С. (2003) Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М. : Гуманит. изд. центр В ЛАДОС. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.; Пчельникова, Е. (Электронный ресурс) URL: http://fb.ru/article/242971/pedologiya-eto-razbiraemsya-v-ponyatii

 

А. И. Ковалева, М. А. Степанова