Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Кентавр-проблемы

 

Кентавр-проблемы — 1) особый класс феноменов общественной жизни, характерным свойством которого является сочетание несочетаемого; 2) отражение таких феноменов в социологической теории в форме парадоксальных утверждений.

Понятие кентавр-проблем ввел в социологию Ж. Т. Тощенко, показавший значение этой научной метафоры для естественных, социальных, гуманитарных наук (Тощенко, 2001, 2005, 2009) В дальнейшем это понятие было развернуто в выдвинутую Тощенко концепцию кентавризма (Тощенко, 2011). Идея кентавр-проблем в творчестве Тощенко появляется вслед за осмыслением парадоксальности человека (Тощенко, 2001) и затем приобретает особое значение в социологическом и социально-философском исследовании фантомов российского общества: антиномичность как одна из основ фантомности характеризуется как форма кентавризма (Тощенко, 2015: 37).

Согласно трактовке Тощенко, кентавр-проблемы отражают специфичные парадоксы некоторых единств, которые кажутся отражением разной природы несовместимых свойств, но в действительности неразделимы. Таковы рассматриваемые в физике парадоксы «волна-частица», в философии — «феноменология-структурализм» и т. п. Для обозначения такого рода феноменов Тощенко применяет образ кентавра, подчеркивая, что он — «воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, что можно представить как метафору сочетания несочетаемого» (Тощенко, 2009: 152, курсив автора). Иначе говоря, речь идет не просто о противоречиях сознания, но и, по-видимому, также о свойствах бессознательного, в чем трактовка Тощенко сближается с подходом к сфере бессознательного З. Фрейда. Фрейд применял термин «кентавр» при анализе сновидений, где имеет место аналогия с творениями фантазии, «которая легко соединяет в одно целое составные части, в действительности не связанные между собой, — например, кентавры... Ведь «творческая фантазия» вообще не может изобрести ничего нового, а только соединяет чуждые друг другу составные части» (Фрейд, 1989: 107). Здесь имеется в виду фиксация разнородного как единства.

Свойства кентавр-проблем Тощенко представляет следующим образом: (1) эти проблемы — особая форма парадокса, но не все парадоксы выступают как кентавр-проблемы; (2) это — особый случай поиска ответа на непознанные объективные процессы, возникающие, как правило, на стыке науки и практики; (3) к ним применим принцип неопределенности, кентавр-проблема может существовать и на подсознательном уровне, в этом случае с ней работает интуиция; (4) в сфере социальной, политической, духовной жизни возникают особые трудности распознавания и осмысления кентавр-проблем; (5) такие проблемы в своих проявлениях нарастают в периоды деформации общественных отношений и социальной нестабильности; (6) незнание или игнорирование кентавр-проблем в политической сфере ведет к ложным выводам, создает условия для провала политических решений (Тощенко, 2009: 154–155). Исследователь подчеркивает: «Особенно трудно объяснимы ситуации, когда научное познание сосредоточено на проблемах общественной жизни, предстающих своеобразными социальными кентаврами. Внимательный анализ окружающей действительности вынуждает признавать факт постоянных встреч с кентаврами. Они рождаются, функционируют, окружают нас повсеместно. Но с одной поправкой. Они проявляют себя в наших представлениях о непонятных и непознанных нами процессах и явлениях. Сам объект исследовательского интереса не всегда осознает свою "кентавричность”» (там же: 156).

Идею кентавр-проблем развивают и другие ученые, в том числе ведущие исследования в области социологии молодежи и социологии детства. Так, С. Н. Майорова-Щеглова выделяет, изучая социализацию детей и молодежи, кентавр-явления, кентавр-процессы, кентавр-образы, кентавр-личности (Майорова-Щеглова, электронный ресурс). Здесь, как и у Тощенко, очевидно смещение вопроса из гносеологической в онтологическую сферу, т. е. признается, что «кентавричностью» обладают многие объекты (фрагменты реальности) сами по себе, а не только в их научном описании.

Эта позиция может быть осмыслена в еще более широком контексте. По сути биосоциальная природа человека содержит основания для ее представления как кентавр-проблемы. Из этого следует, что всякое обобщенное исследование человека и общества по необходимости оказывается в кругу кентавр-проблем. Это обстоятельство в пределах расчлененных по предмету и методу наук нередко игнорируется, и во множестве исследований общества биотический уровень вообще не принимается в расчет, хотя ясная концепция, признающая это обстоятельство крайне существенным для понимания социальных связей, была сформирована и эмпирически подтверждена еще в начале ХХ в. в работах представителей Чикагской социологической школы (Park, Burgess, 1921; Research in the social sciences, 1929; Парк, 1999).

Данное положение двойственности природы человека существенно для формируемых в XX– XXI вв. теорий молодежи, поскольку именно на период молодости приходится особый конфликт биологического и социального, преодолеваемый в процессе социализации. Но это значит, что здесь никак не обойти и на уровне гносеологическом кентавр-проблемы, т. е. в самой организации научного знания о молодежи следует допускать возможность, более того — неизбежность, соединения несоединимого — концептуальных подходов, пересекающих границы научных монодисциплин.

Понятие кентавр-проблем применено в тезаурусной концепции молодежи (Луков, 2012).

 

Лит.: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация»; Луков, В. А. (2015) Метафоры как ключ к социологическому постижению мира // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 385–390; Майорова-Щеглова, С. Н. Кентавр-проблемы в социализации российских детей и молодежи (Электронный ресурс). URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/ 1208271109.pdf; ; Парк, Р. (1999) Экология человека // Теория общества : Фундамент. проблемы / под ред. А. Ф. Филиппова. М. : Канон–Пресс–Ц; Кучково поле, 1999. 413 с. С. 384–400; Тощенко, Ж. Т. (2005) Кентавр-проблема в познании и преобразующей деятельности человека // Социол. исследования. 2005. № 6. С. 4–7; Тощенко, Ж. Т. (2001) Парадоксальный человек. М. : Гардарики. 398 с.; Тощенко, Ж. Т. Кентавр-проблема (2009) // Тезаурус социологии : Тематический словарь-справочник / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ. 487 с. С. 152–156; Тощенко, Ж. Т. (2011) Кентавр-проблема: опыт философского и социологического анализа. М. : Новый хронограф. 552 с.; Тощенко, Ж. Т. (2015) Фантомы российского общества.  М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга. 668 с.; Фрейд, З. (1989) Введение в психоанализ : Лекции. М. : Наука. 456 с.; Park, R. E., Burgess, E. W. (1921) Introduction to the science of sociology. Chicago, Illinois : The University of Chicago Press. 1059 p.; Research in the social sciences : its fundamental methods and objectives (1929) / by Robert Ezra Park, Allyn Abbott Young, Clark Wissler ; edited, with an introduction, by Wilson Gee. New York : Macmillan. 305 p.

 


Вал. А. Луков