Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Фрейдизм

 

 

 

Фрейдизм — в социологии одно из направлений социологической мысли XX в., основанное на учении З. Фрейда, предложившего интерпретацию социальных явлений, культуры в целом, объясняемых через посредство индивидуальной психической деятельности.

Особое значение приобрела фрейдовская концепция бессознательного. Данное понятие, существовавшее в психологии до Фрейда, перестает им пониматься просто как некое содержание, не присутствующее в актуальном поле сознания: оно занимает определенное место в структуре психического аппарата, рассматриваемого ученым в трех аспектах — «топики» (т. е. местоположения, разделения на зоны), «динамики» и «экономии». В так называемой «первой топике» (1895–1920) им были выделены система бессознательного и система предсознание-сознание. Между системами расположена инстанция цензуры, не пропускающая содержание бессознательного в предсознание-сознание (в 1915 г. Фрейд говорит уже и о цензуре как инстанции между сознанием и предсознанием). Динамический и экономический аспекты должны были объяснить функционирование такой топики, взаимосвязь ее зон в рамках единой индивидуальной психики. Развернутая характеристика этой гипотезы (которую Фрейд определил термином «метапсихология») была дана ученым в «Толковании сновидений» (1899, на тит. л.— 1900) — труде, который он считал главной и лучшей своей работой. Именно с «Толкованием сновидений» правомерно связывать начало первого этапа в научной деятельности Фрейда, если рассматривать его учение не с точки зрения истории психологии, а в культурологическом аспекте. В этой работе, прежде всего, меняется содержание исследуемого материала: не результаты естественно-научных экспериментов, не клиничес­кие наблюдения за патологией, а самонаблюдение, сновидения пациентов, вполне сравнимые с обычными снами любого нормального человека, примеры из описания снов персонажей литературных произведений становятся той базой, которая подвергается анализу. Помимо обращения к мировым культурным вершинам Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (напр., опыт создания различных сонников) и факты, связанные с обыденным сознанием. Но еще более значим поворот в отношении метода исследования. Ученый подчеркивает: «Мой метод не так удобен, как метод популярного расшифровывания, который при помощи постоянного ключа раскрывает содержание сновидений; я, наоборот, готов к тому, что одно и то же сновидение у различных лиц и при различных обстоятельствах может открывать совершенно различные мысли» (Фрейд, 1997: 114). Итоговый вывод заключается не в истолковании сновидения как целого («Первый шаг в применении этого метода учит, что в качестве объекта внимания следует брать не сновидение во всем его целом, а лишь от­дельные элементы его содержания» (там же: с. 113), а в выяснении основы, цементирующей все разрозненные его элементы: сновидение есть осуществленное желание (точнее, совокупность актуальных желаний и желаний, относящихся к детству). Выявлены способы взаимодействия элементов сновидения (появляются термины динамики — «смещение», «сгущение»). Возникает гипотеза, согласно которой желания, вытесненные в бессознательное, именно во сне находят способ соединиться с материалом предсознания и тем самым преодолеть инстанцию цензуры.

Позже, в работе «Психопатология обыденной жизни» (1901), Фрейд указал и на другие способы прорыва бессознательного в жизнедеятельность человека: ошибочные действия, описки, забывчивость, потеря нужных вещей и т. д. (Фрейд, 1989). Был развит и экономический аспект: в основе психической деятельности лежит либидо (влечение, желание) — психическая энергия (у Фрейда почти везде — сексуальная), которая может быть измерена; она создает перенапряжение, может перетекать или изменять форму (сублимироваться), чтобы найти доступ в систему предсознание-сознание. Возникает догадка об определяющей роли детской сексуальности в психической жизни человека. Постепенно вырисовывается и содержание бессознательного — эдипов комплекс (ненависть мальчика к отцу и влечение к матери; ненависть девочки к матери и влечение к отцу), каннибализм, комплекс кастрации, зависть к пенису, объединенные неким первомифом о взаимоотношениях в первобытной семье между отцом и его детьми (работа «Тотем и табу», 1912). Меняется фрейдовское понимание бессознательного: помимо вытесненного содержания, к которому ученый первоначально сводил бессознательное, появляется представление о филогенетическом (не индивидуальном, а унаследованном от предков) его компоненте — первофантазмах (внутриутробная жизнь, первосцена, соблазнение, кастрация).

В своих первых научных работах Фрейд исходил из позитивистских требований к научной точности и достоверности. Его метод основывался на формах наблюдения и эксперимента и на основополагающих позитивистских принципах — верификации (проверяемость опытом) и конвенционализме (договор ученых о содержании научных терминов). Теперь верификация уступает место мифу. Раньше Фрейду было необходимо проводить сотни опытов, подтверждающих его выводы, теперь достаточно отдельного факта (как правило, связанного с самоанализом), чтобы на его основе построить общую теорию (так как предполагается, что психика разных людей организована идентично и различия возникают при неодинаковых нарушениях взаимодействий составляющих ее систем). На место строгости естественно-научных терминов, вытекающей из кон­венционализма, приходит совсем другая терминология — нередко из обыденной или общенаучной лексики, а часто и из художественной (образной) сферы. Так, Фрейд принимает и разрабатывает применительно к психоанализу введенные Р. фон Крафт-Эбингом термины «садизм», «мазохизм», возникшие на основе психологического истолкования произведений маркиза де Сада и австрийского писателя Л. фон Захер-Мазоха; термин «нарциссизм», предложенный X. Эллисом, использовавшим для обозначения выявленного отклонения миф о Нарцис­се; сам вводит понятие «эдипов комплекс», хотя и возражает против термина К. Г. Юнга «комплекс Электры» как параллельного эдипову комплексу в применении к женскому полу. Фрейдовская терминология, таким образом, становится все менее специально-научной и все более связанной с различными пластами культуры.

Новый метод впервые был использован Фрейдом в «Толковании сновидений» применительно к анализу литературных произведений («Гамлет» У. Шекспира); особенно значимо его обращение к мифу об Эдипе, по существу, именно в «Толковании сновидений» уже изложена концепция эдипова комплекса, хотя сам термин появится позже. В работе Фрейда «Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи» (1910) впервые проанализирована судьба художника как результат сублимации его либидо. Здесь Фрейд окончательно определяет, что человеческая культура есть результат сублимации, т. е. превращения сексуальной энергии (прежде всего эдипова комплекса и другого материала бессознательного, не пропускаемого культурой в систему предсознание-сознание) в социально приемлемые формы, разрешаемые цензурой, каковыми становятся и искусство, и наука, и религия, и любые другие проявления культуры.

В работах 1920-х гг. («По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно») Фрейд совершает переход к другому представлению о структуре психического аппарата: в динамическом и экономическом аспектах помимо действия принципа удовольствия, которому противостоит принцип реальности, усматривается иное противопоставление: влечение к жизни и влечение к смерти; формируется и так называемая «вторая топика»: психический аппарат складывается из «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Основанием для таких серьезных изменений явились многочисленные факты военных неврозов, возникших в результате Первой мировой войны (прежде всего невроза навязчивых состояний). Понятие «Сверх-Я» как «родительской инстанции» в индивидуальном сознании тесно связывалось с пред­ставлением об идеале (первоначально «Сверх-Я» и «Идеал-Я» выступали как синонимы), что весьма существенно для культурологической проблематики.

Начало широкого признания психоанализа Фрейда образованным обще­ством относится к 1910-м гг. Это результат своего рода интеллектуального и психосоциального резонанса: Фрейд родствен эпохе переоценки ценностей, он дает нить Ариадны в лабиринте европейской цивилизации периода «распада связи времен». Идеи мыслителя начинают реально влиять на характер культурного развития XX в., (Луков, Вал. А., Луков, Вл. А., 1999). Ученики Фрейда (А. Адлер, К. Г. Юнг, А. Фрейд и др.), отошедшие от начального психоанализа в ряде существенных положений, усомнившиеся в возможности истолкования социальных явлений через индивидуальные характеристики психики, прежде всего либидо (как сексуальной энергии), а также их последователи и ученые более позднего времени (Э. Фромм, Э. Бёрн и др.) дали толчок появлению новых направлений в социологическом знании.


 

Лит.: Фрейд, 3. (1997) Толкование сновидений. Минск; Фрейд, 3. (1989) Избранное. М.; Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (1999) Зигмунд Фрейд: Хроника-хрестоматия : учеб. пособие. М. : Флинта. 414 с.; Лейбин, В. М. (2010). Словарь-справочник по психоанализу. М. : АСТ. 956с.

 




Вал. А. Луков, Вл. А. Луков