Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Ювенология

 

Ювенология (также ювентология, юнология; лат. juventilis — молодость, греч. logos — учение) — «наука о юношестве, молодежи», одна из попыток преодоления теоретической сложности изучения молодежи как комплексного объекта исследований. Согласно позиции, разделяемой представителями ювенологии, она представляет собой новую научную парадигму, в основе которой лежит интегративное направление: системное междисциплинарное исследование подрастающего поколения в широком спектре взаимосвязей с окружающей средой. Ювенология «аккумулирует и синтезирует знания о становлении молодого поколения, процессах формирования зрелой личности, накопленные, осмысленные и обобщенные многими известными учеными и научными школами, а также дисциплинами, которые обладают уже достаточно высоким уровнем институционализации» (Основы ювентологии, 2002: 27). В числе таких дисциплин называются медицина, педагогика, демография, социология, этнография, психология, экономика, право и др., ювенология также стремится опираться на данные подростковой медицины, валеологии, психологии семейных отношений, социальной работы и др.

Стремление к комплексному изучению молодежной проблематики проявилось довольно рано, и уже в первых специальных работах о молодежи Г. Стенли Холла, Ш. Бюлер, Э. Шпрангера и др. обнаруживается тенденция к применению для исследования методов разных наук. Но это скорее результат незавершенности процесса дифференциации наук, проявление своего рода научного синкретизма в изучении человека и общества, который впоследствии был отвергнут в пользу узко специализированного знания. Узкая специализация в исследованиях молодежи стала осмысливаться как бесперспективная в период студенческого бунта 1960-х гг., и уже в начале 1970-х гг. зазвучали призывы к формированию интегральной науки о молодежи (или о молодости), и они привели к появлению теорий ювенологии, претендующих иногда на статус самостоятельной науки.

Одним из первых вопрос в этой плоскости поставил польский социолог Владислав Адамски (Adamski, 1971). Он исходил из признания как определенной специфики молодежи (но подчеркивал при этом ее дифференциацию по социально-классовому признаку), так и особенностей ее исследования, невозможного в полном объеме в рамках какой-либо одной из имеющихся наук. Тогда же с довольно близкой аргументацией в пользу ювенологии высказывался австрийский социолог Леопольд Розенмайр, вли­яние которого на концептуальное развитие социологии молодежи, впрочем, как и на тематику и характер интерпретации эмпирических исследований в этой области социологического знания, в конце 1960-х — начале 1980-х гг. было значительным (Rosenmayr, 1972: 244). Позже аналогичную позицию заняли польский ученый С. Мика, болгарский — Б. Нимерко и др. Наиболее последовательными в этом отношении были болгарский исследователь К.Господинов и румынский ученый Ф. Малер, автор книги «Введение в ювентологию» (Mahler, 1983). Малер развил идеи К. Манхейма и Л. Розенмайера о статусно-ролевой природе молодежи и проинтерпретировал «Статус-Роль» в качестве интегральной модели молодежи. Ее преимущество виделось автору в том, что «Статус-Роль выражает позицию и отношения одного социально-исторического коллективного субъекта (в нашем случае— молодежи) к другим субъектам и обществу в целом» (Mahler, 1983: 196). На этой базе, согласно рассматриваемой концепции, могут быть преодолены негативные эффекты психологизации социологии молодежи, в частности психологический редукционизм, присущий многочисленным исследованиям по молодежной проблематике.

Стремление создать комплексную науку о молодежи в большинстве случаев свелось к более широкому представлению о социологии молодежи (что представляется вполне закономерным — с учетом развития социологического знания). По такому пути пошли, в частности, Адамски, Розенмайр, Малер. К. Господинов, представивший ювенологию как научный синтез «общей теории социализации и общей теории реализации», признал за ней статус науки опять-таки социологического порядка: для него ювенология— это гипотеза о выделении предельно широкой биосоциальной (социобиологической) науки о молодежи и молодом человеке, в которой структуроопределяющим моментом является социология молодежи (Господинов, 1985:43). Пожалуй, дальше всех пошел Малер, который в своих разработках представлял позицию сторонников «скачка от многосторонности к глобальному единому системному изучению» молодежи (Mahler, 1983: 93).

В целом и у Малера, и у Господинова, и у других сторонников ювенологии недоставало аргументов для выделения науки о молодежи в комплексе социальных наук, во всяком случае исходя из сложившихся в науковедении критериев. Хотя, впрочем, не исключено, что сами эти критерии с течением времени могут быть уточ­нены или даже пересмотрены в силу развития исследований неоднородных социальных объектов.

Проблематика ювентологии активно стала разрабатываться в российской науке в 1990–2000-х гг. Особая роль в активизации интереса к этому пути молодежных исследований принадлежит В. В. Павловскому, представившему ювентологию как проект интегративной науки о молодежи, а также Е. Г. Слуцкому, опубликовавшему ряд работ о ювенологии и ставшему инициатором создания Национальной академии ювенологии (создана в 1996 г. первоначально под названием Академия ювенологии), в которой опредставлены ученые и практики из 25 городов России.

Пока нереализованной задачей остается достижение того уровня комплексности исследований молодежи ювенологами, который декларируется ими и состоит в том, чтобы преодолеть барьеры между науками в интересах получения целостного представления о молодежи. Работы ювенологов, как правило, раздельно, с позиций отдельных наук, освещают те или иные стороны объекта исследований, создавая пока в итоге лишь сборники работ о молодежи, где каждый из специалистов занимается своим аспектом молодежной проблематики. В то же время само намерение комплексного исследования способствует расширению исследовательских задач, усилению внимания к взаимодействию наук, изучающих молодежь.


 

Лит.: Adamski, W. (1971) Problemy socjologii młodzieży // Studia socjologiczne. Wrocław-Kraków-Gdańsk, S.137–154; Rosenmayr, L. (1972) Introduction: nouvelles orientations théoriques de la sociologie de la jeunesse // Revue internationale des sciences sociales. Paris. Vol. XXIV. Nr. 2; Mahler, F. (1983) Introducere în Juventologie.Bucureşti; Господинов, К. (1985) Към изследвания на младежките изследвания // Известия НИИМ. София. Т.IV; Павловский, В. В. (2001) Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. М.; Основы ювенологии (2002) / науч. ред. Е. Г. Слуцкий. СПб.; Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 



Вал. А. Луков