Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Методы исследования

Когорта возрастная

 

Когорта возрастная — совокупность людей, социальная связь между которыми основывается на временнóм совпадении значимого события (года рождения, года окончания школы, года вступления в брак и т. д.). Понятие когорты, введенное в конце 1940-х гг. П. К. Уэлптоном (1893–1964) (Whelpton, 1954), получило широкое распространение в демографии, где оно связано с представлением о демографическом событии (событие, происходящее с отдельным человеком, имеющее значение для смены поколений людей, изменения численности и структуры населения, супружеских пар и семей; как правило, означает вхождение человека в ту или иную группу населения или выбытия из нее (Демографический энциклопедический словарь, 1985: 415). Специфика демографического подхода состоит в том, что такие события, происходящие с отдельными людьми, рассматриваются как однородные события в масштабах населения или его групп, составляющие демографический процесс и обладающие вероятностной природой (т. е. равновозможные для всех людей, находящихся в определенном состоянии — например, возрасте, правовом статусе и т. д.). Установившийся порядок текущего учета демографических событий (рождение, брак, развод и т. д.) позволяет активно использовать когортный анализ (анализ когорты) — изучение определенных групп населения, выделенных по совпадению во времени того или иного демографического события, с целью фиксации происходящих изменений и прогнозирования изменений популяции. Среди таких событий, наиболее часто рассматриваемых в демографических исследованиях, выступают: рождение, вступление в брак, рождение первого ребенка и последующих детей, развод и др.

В когортном анализе различаются реальные и гипотетические когорты. Реальные когорты выделяются, исходя из одновременности события, предшествовавшего тому, частота которого измеряется в данном исследовании (например, смертность когорты определенного года рождения). Гипотетическая когорта устанавливается на основе события, частота которого измеряется, а предшествующее событие отнесено в прошлое и растянуто во времени (такие когорты отражены в ежегодных статистических справочниках, где представлены демографические показатели рождаемости, брачности, смертности и т. д.). Выделение реальных и гипотетических когорт отражает специфику применяемых в демографии продольного и поперечного анализов, различие которых состоит в способе вычисления показателей: при поперечном анализе основной показатель — частота событий по продолжительности демографического состояния в течение данного календарного года, при продольном анализе — частота соответствующих событий у лиц, принадлежащих к данной когорте.

В социологическом контексте используются некоторые стороны демографического понятия когорты (чаще в связи с проблематикой возраста).  Но, во-первых, кроме демографического события основой выделения когорты может стать иное социально значимое событие: год поступления в школу, вуз, какой-либо исторический факт (революция, война, приход к власти или смерть политического или харизматического деятеля и т. д.) и др. Во-вторых, для социологии интерес к когорте определяется прежде всего наличием общих характеристик жизненного опыта людей, обладающих соответствующим признаком, например, выпускников школы данного года. Иногда временная характеристика признака когорты включает не только данный год, но и один или два соседних, что зависит от содержания исследуемой проблемы; такую когорту называют «укрупненной когортой» (Никитенко, 1979: 17). Это, среди прочего, означает признание определенной социальной связи представителей одной когорты. В-третьих, признается, что представители даже соседних когорт могут существенно различаться по каким-либо социальным характеристикам (включая и ценностные ориентации) в периоды быстрых социальных перемен. В этих случаях объединительной характеристикой когорты могут выступать социальные риски, с которыми она сталкивается (Чупров, Зубок, Уильямс, 2001).

В конечном счете применение в социологических исследованиях понятия когорты и когортного анализа — не только ко­личественного, но и качественного (описание жизненных траекторий и др.) — находится в одном ряду с проблематикой поколения, которая также широко, но с иной стороны, изучается и в демографии. Социологический подход в этом случае позволяет выделить поколения не только по возрастному, но и по социокультурному основанию (Луков, Меламуд, 1998). Возможности соединения демографического и социологического подходов к анализу когорт были в 1960-е гг. показаны Б. Ц. Урланисом (1906–1981) в его исследовании судеб поколения советских людей, родившихся в 1906 (Урланис, 1968).

Выделение когорт на уровне эмпирического исследования с успехом применяется в рамках социологии молодежи. Так, в СССР был реализован крупный научный лонгитюдный проект по изучению возрастной когорты 1965–1967 годов рождения «Пути поколения» (руководитель М. Х. Титма). Стратегия проекта, начатого в 1982 г.,  основывалась на задаче долговременного отслеживания изменений в социальном положении и характеристиках когорты от 17 лет (окончание средней школы) до 30 лет (приобретение стабильного социального статуса). В исследовании изучались различные сферы жизнедеятельности, фиксировались основные события в жизненном цикле молодежи. Удалось получить эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что само по себе новое поколение не всегда является фактором социальных изменений (была зафиксирована отстраненность когорты 26–27-летних от процессов социальных преобразований), что опровергает важное положение концепции поколений К. Мангейма (Социология в России, 1998: 139). В 1990-е гг. проект частично реализовался в отдельных регионах России, а также на Украине, в Эстонии, Литве, Латвии.

С позиций социологии когорта рассматривается также как сплоченная общими идеями, целями группа. В этом контексте она приобретает характер института социализации (Никитенко, 1979), выступая в форме группы ровесников (см. Группа равных). С учетом различий в социальной среде формирования таких групп в социологии и социолингвистике формируется и такое представление о возрастных когортах, которое учитывает характер и масштабы коммуникации представителей разных социальных классов и страт. Так, согласно исследованиям (Боча­ров, 2001: 40), юноши из рабочего класса интенсивно взаимодействуют с представителями других возрастных групп своего средового окружения, напротив, коммуникация юношей из среднего класса в основном замкнута в группах сверстников.

 

Лит.: Урланис, Б. Ц. (1968) История одного поколения. М.; Никитенко, В. В. (1979) Демографический анализ поколений. М.; Демографический энциклопедический словарь (1985) / гл. ред. Д. И. Ва­лентей. М.; Луков, В. А., Меламуд, В. Э. (1998) Компьютер и школа: Социокультурные последствия компьютеризации. М.; Социология в России (1998)  / под ред. В. А. Ядова. М.; Боча­ров, В. В. (2001) Антропология возраста. СПб.;  Чупров, В. И., Зубок, Ю. А., Уильямс, К. (2001) Молодежь в обществе риска. М.; Whelpton, P. K. (1954) Cohort fertility: Native white women in the United States. Princeton.

Вал. А. Луков