Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Социализации теория Ф. Гиддингса


Социализации теория Ф. Гиддингса — совокупность теоретических положений, выдвинутых Франклином Генри Гиддингсом (1855–1931) и представляющих собой раннюю попытку в рамках социологической науки дать трактовку социализации в ряду других социальных процессов. Гиддингс — один из первых социологов, кто обратился к этому понятию, которое по своему содержанию в последующие периоды развития социологического знания существенно изменилось.

Социализации теория Ф. ГиддингсаГиддингса относят к числу «отцов-основателей» американской социологии (наряду с Кули, Уордом, Самнером, Смоллом) (см.: История теоретической социологии, 1998: 104), он известен тем, что стал основателем первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете (1894) и первым «полным профессором» социологии в США. При создании Американского социологического общества в 1906 г. он был избран его вице-президентом, а в 1910–1911 гг. — президентом. Его работы были в числе наиболее популярных в социологии первой четверти ХХ века (см.: История социологии в Западной Европе и США, 1993: 86). Однако со временем теоретические позиции Гиддингса стали освещаться в литературе достаточно скупо или совсем обходиться молчанием. В учебниках по истории социологии ему уделяют место главным образом как представителю психологического эволюционизма, а его вклад в теорию социализации почти или совсем не замечен (см.: История социологии, 1997: 74–76). В литературе иногда встречаются указания на то, что Гиддингс в своей работе «Теория социализации», вышедшей в 1897 г., дал первое теоретическое обоснование социализации (Ковалева, 1996).

Указанная работа представляет собой брошюру, написанную Гиддингсом в период, когда он работал в Колумбийском университете в качестве профессора социологии. Она была составлена как учебный план для изучения в колледже и университетских классах основ социологии, поэтому написана в тезисной форме, разбита на 76 фрагментов и содержит отсылки к базовой работе Гиддингса «Принципы социологии».

Гиддингс в качестве источника своей трактовки социализации называет концептуальную позицию выдающегося немецкого социолога Георга Зиммеля. В этой связи Гиддингс пишет в самом начале своего изложения теории социализации: «Доктор Георг Зиммель, кажется, был первым автором, который использовал слово "социализация” в определении социологии. По его мнению, "исследование сил, форм и развития социализации, сотрудничества, ассоциации индивидов, должно быть единственным объектом социологии как особой науки”. Это определение, по существу эквивалентно концепции социологии как фундаментальной социальной науки. Под социализацией, однако, доктор Зиммель, видимо, главным образом означает формирование социальных групп и развитие форм объединения» (Giddings, 1897: 1).

Уже в первом фрагменте ученый обозначает свою позицию: «На следующих страницах социализация осмыслена как развитие социальной природы или характера — социального состояния души — в индивидах, которые объединены. Социализация, таким образом, по нашему замыслу, дальше более рассматривается как эффект объединения и формирования социальных групп и в качестве причины развитых форм объединения» (Ibid).

Во втором фрагменте Гиддингс обозначает четыре основных процесса, на которых строится социальная жизнь. В их число он включает и социализацию: «II. Социализация является одним из четырех важнейших процессов, которые вместе составляют практическую деятельность жизни» (Giddings, 1897: 2). Какие это процессы? На первом месте у Гиддингса стоит «оценивание» (Appreciation), на втором — «использование» (Utilization), на третьем «характеризация» (Characterization) и на четвертом «социализация» (Socialization). В контексте этих процессов видна специфика социализации.

Об «оценивании» как социальном процессе Гиддингс пишет: «Первым делом жизни для каждого сознательного человека является то, что он должен привыкнуть к этому миру, в котором он живет» (Ibid). В ходе этого привыкания с самого момента рождения ребенка на свет возникает процесс оценивания внешнего мира.

Следующим, по Гиддингсу, фундаментальным социальным процессом является «использование»: «Второе большое практическое дело жизни — это попытка адаптировать внешний мир к себе». Автор поясняет, что по мере того как ребенок учится оценивать вещи, он обнаруживает, что определенное удовлетворение он может получать, отдавая вещи, которые иначе не могли бы к нему вернуться или остаться с ним, или что он иногда может объединять вещи в новых композициях, что принесет ему радость, когда в противном случае они могли бы не принести ему никакого удовольствия и даже причинить боль. К этому добавляется многозначительное примечание: «Взрослый человек проводит большую часть своего времени и сил в таких усилиях» (Ibid: 3). Итак, приспособлением Гиддингс называет «целенаправленную и систематическую адаптацию внешнего мира к нам самим» (Ibid).

«Характеризация», или третий базовый социальный процесс (в его тексте — «практическое дело жизни»), Гиддингс трактует как попытку человека приспособиться к внешнему миру. Это действие — по сути обратное предыдущему процессу «использования». Здесь имеет значение то, что, адаптируя к себе внешний мир, ребенок делает открытие, что часто ему необходимо изменить ранее намеченный план, принять другое направление действий. Позже «он начинает понимать, что если он хочет преуспеть в достижении своей цели он должен контролировать свой темперамент, вместо того чтобы давать волю инфантильной ярости по поводу каждой детали или инструмента, который окажется несговорчивым или неловким в его руках» (Ibid). Итак, заключает автор, процесс адаптации к внешнему миру может быть назван «характеризацией» (Ibid).

Наконец, Гиддингс обращается к процессу «социализации», включаемому им в число четырех главных социальных процессов. «Социализацию» он характеризует как «попытку приспособиться друг к другу» (Ibid). Он следующим образом комментирует этот свой тезис: «В тот момент, когда ребенок начинает привыкать к миру, он начинает также знакомиться с людьми, которые живут в мире с ним самим. Начиная с матери и медсестры, отца, брата и сестры, он теперь знакомится с друзьями семьи и родственниками, а затем, наконец, с одноклассниками и учителями. После окончания школы он ставит перед собой колоссальную задачу познакомиться с огромным количеством лиц в деловой и профессиональной жизни, в политике и в сотне других сфер деятельности. Знакомясь, он начинает замечать различия и сходства между людьми и в тесной связи с этими наблюдениями испытывать приязнь и неприязнь, антипатию и устанавливать дружеские отношения. Затем он обнаруживает, что он ему приятно знакомиться и общаться с лицами, которые ему по нраву, и что когда он и они имеют такие же задачи, с ними приятно и полезно работать вместе» (Ibid).

Гиддингс заключает свое рассуждение обобщающим выводом: «Процесс знакомства друг с другом, установления симпатии и дружеских отношений, научения получать удовольствие от общности и от сотрудничества друг с другом в нашей работе мы можем назвать социализацией» ("The process of getting acquainted with one another, establishing sympathies and friendships, learning to enjoy association and to cooperate with one another in our work, we may call socialization”) (Ibid: 5). Социализация как процесс завершает то, что последовательно реализуют «оценивание», «использование» и «характеризация», это своего рода вершина того, что начинается еще на предыдущих уровнях и чему может быть до определенного жизненного этапа не придано должного внимания. Для социализации же нужны серьезные усилия, чтобы развить ее «в целях получения наибольшего удовольствия и прибыли от нее» (Ibid).

Таким образом, в теоретической концепции социализации, предложенной Ф. Гиддингсом, социализация как социологическое понятие имеет довольно узкое значение: оно применимо лишь к установлению индивидом выгодных для него социальных связей с некоторым кругом людей. Здесь ясно выражается свойственная ранней американской социологии установка на индивидуализм как наиболее ценное социальное качество. Одновременно это дает повод видеть в концепции социализации Гиддингса особую разновидность теоретической конструкции этого важного для социологии понятия, которая может быть выражена следующей формулой: социализация — это процесс выстраивания индивидом своего социального окружения в соответствии со своими целями и интересами. Очевидно, что современные представления о социализации существенно отличаются от такой трактовки. Но, во-первых, ее важно учитывать в историко-социологическом аспекте, поскольку это одна из первых попыток обстоятельного представления термина «социализация» как важного для всей конструкции социологии понятия, во-вторых, в рамках социологической теории, которой придерживался Гиддингс, его позиция в отношении смысла социализации логична и непротиворечива, в-третьих, в современных условиях есть возможность учитывать концептуальную сторону концепции Гиддингса, подкрепляя ею тезаурусную концепцию социализации (Луков, Лукова, 2014).

Гиддингс свою трактовку социализации на основе социологической теории, изложенной им в его обобщающей работе «Принципы социологии» (Giddings, 1896). Однако, как замечал современник Гиддингса видный американский социолог Альбион Смолл, в ряде случаев изложение принципов здесь не вполне ясно (Small, 1897: 111). Напротив, по мнению Смолла, в «Теории социализации» принципы, которые выдвигает Гиддингс, изложены достаточно определенно и имеют потенцию к дальнейшему развитию (Ibid: 113).

Идея Гиддингса о социализации как конструировании приемлемого для себя социального окружения, вероятно, заслуживает рассмотрения в круге теорий социализации нашего времени.

 

Лит.: Giddings, F. H. (1896) The Principles of Sociology : An Analysis of the Phenomena of Association and of Social Organization. 3rd edn. N. Y. ; L. : MacMillan & Co., Ltd. xxvi, 476 p.; Giddings, F. H. (1897) The Theory of Socialization : A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. N. Y. ; L. : MacMillan & Co., Ltd. xiv, 47 p.; История социологии (1997) : учеб. пособие / под общ. ред. А. Н. Елсукова, Г. Н. Соколовой, А. А. Грицанова и др. 2-е изд., перераб. и доп. Минск : Вышэйшая школа. 381 с.; История социологии в Западной Европе и США (1993) / ред. кол.: Г. В. Осипов (отв. ред.) и др. М. : Наука. 424 с.; История теоретической социологии (1998) : в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. М. : Канон. Т. 3. 446 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Луков, Вал. А., Лукова, Е. Е. (2014) О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.07.2016); Small, A. W. (1897) Review of The Theory of Socialization by Franklin Giddings // American Journal of Sociology. No. 3. P. 111–113. 

 

Вал. А. Луков, Е. Е. Лукова