Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Тезаурусная концепция социализации

 

Тезаурусная концепция социализации — совокупность теоретических положений, содержащих трактовку социализации как социокультурного процесса и результата на основе применения к ее анализу методологического тезаурусного подхода. Разработка этого подхода, базовые положения которого были выдвинуты Вал. А. и Вл. А. Луковыми в начале 1990-х годов применительно к общей теории мировой культуры (Луков, В., Луков, Вл., 1992), в дальнейшем велась ими и их последователями применительно к разным областям гуманитарного знания, включая и социологию. Согласно их трактовке, тезаурус в наиболее общем виде определяется как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни» (Луков В., Луков Вл., 2013: 3). Тезаурусы в этой трактовке представляют собой субъектно организованное гуманитарное знание. Применительно к индивиду тезаурус — теснейшим образом связанная с его местом в обществе и в макро-, и в микросоциальном пространствах конструкция знаний, которыми он располагает и которые он освоил. Ось иерархической организации этой конструкции лежит в иной плоскости, нежели в систематическом своде человеческих знаний, который сохраняется, видоизменяется, дополняется в формах науки. Оси тезауруса — в системе координат «свой–чужой», которая обеспечивает ориентацию человека в окружающей среде.

Это понимание тезауруса Вал. А. Луков применил в своей теоретической концепции молодежи, первоначальные варианты которой были им изложены в ряде работ конца 1990-х годов (Луков, 1999; Ковалева, Луков, 1999). На этой основе он сформулировал ряд положений, представленных как тезаурусная концепция социализации (Луков, 2002; Луков В., Луков Вл., 2013: 512-518). Базовые положения этой концепции состоят в следующем:

Тезаурусная концепция социализации1. Тезаурус — индивидуальная конфигурация ориентационной информации (знаний, установок), которая складывается под воздействием макро- и микросоциальных факторов и обеспечивает ориентацию человека в различных ситуациях и на различных уровнях социальности.

2. Освоение социальности в конечном счете идет по модели разделения «своего» и «чужого» (при сильном влиянии значимых других) и выработки позиции по отношению к определяемым фрагментам общественной жизни по конструкции аппрейзеров (показателей, основанных на слабо формализованном различении измеряемых ими параметров, которое выражается трехзвенной шкалой: «+ 0 –»).

3. Адаптация и интериоризация как этапы социализационного процесса в аспекте формирования тезауруса соответствуют последовательности: (1) отделение (референция) «чужого» и установление дистанции, приемлемой для отношения к нему; (2) переработка «своего» в тезаурусе вплоть до потери осмысленной референции «своего».

4. Передача социального опыта от поколения к поколению, формирование нового социального опыта идут в рамках тезаурусных конфигураций (т. е. тех или иных установившихся тезаурусов, которые поддерживаются некоторыми группами социальных субъектов и отличаются хотя бы и по внешним очертаниям от тезаурусов, поддерживаемых другими группами социальных субъектов). Эти рамки включают и макросоциальные влияния (структурно-функциональные и ситуативные), и микросоциальные влияния (статусно-ролевые, групповой динамики, ситуативные). Жизненные концепции могут оказывать регулирующую роль в преимуществах тех или иных влияний.

5. Тезаурусы агентов социализационного процесса способны видоизменять как ход (направленность, траекторию, фазы, скорость) этого процесса, так и его результативность. Результативность социализации оценивается в соответствии с тезаурусной структурой, характерной для данного общества.

Эти положения были уточнены в соответствующих разделах коллективных монографий (Луков, 2006, 2009; Луков В., Луков Вл., 2008, 2013) и статей (Ковалева, Луков, 2012) и приняли вид тезаурусной гипотезы социализации, включающей четыре предположения:

1. Индивидуальные тезаурусы строятся в рамках социализационного процесса из элементов тезаурусных конструкций, т. е. индивидуальные тезаурусы, сколь оригинальными они ни были бы, в своей основе имеют освоенные индивидом в ходе социализации определенным образом структурированные знаниевые фрагменты, воспринятые от значимых других и содержащие ценностно-ориентированную информацию.

2. Такое освоение основывается на возможности выбора из тех тезаурусных конструкций, которые имеют хождение в социальном окружении индивида. Эти конструкции могут отличаться по уровню их нормативной значимости для общества, они могут быть широко распространенными или, напротив, иметь хождение в очень узких кругах национальных, социальных, культурных и других меньшинств. В ситуации социальной и культурной аномии или в конфликтных социальных условиях возникающие из тезаурусных конструкций тезаурусные генерализации могут сосуществовать в индивидуальном или групповом сознании и применяться в зависимости от актуальной ориентационной задачи.

3. Тезаурусные конструкции и их генерализации актуализируются или теряют актуальность как в силу объективных обстоятельств, так и под давлением субъективного определения ситуации. Из этого не следует, что потерявшие актуальность тезаурусные конструкции уходят из тезауруса, они лишь перемещаются на периферию. В изменившихся условиях они могут вновь вернуться в зону актуальных решений.

4. Социализационные практики обеспечивают передачу и актуальных, и неактуальных тезаурусных конструкций, из которых строятся тезаурусы.

Тезаурусная концепция социализации соотносится с другими положениями научной школы социализации, сформированной в Московском гуманитарном университете в рамках научного направления междисциплинарных исследований молодежи, а также научной школы социологии молодежи. Прежде всего это проявляется в утверждении, что становление тезауруса, изменения в нем теснейшим образом связаны с действием социализационной нормы. В то же время разнонаправленные социализационные практики через связь с тезаурусом приобретают цельность.

В тезаурусном подходе обнаруживается связь с теорией «габитуса» Пьера Бурдьё, теорией коммуникативного действия Ю. Хабермаса, теорией структурации Э. Гидденса, идеей референции социальных систем Н. Лумана, концепцией социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана, рядом других социологических теорий нашего времени. В генетическом плане нельзя не видеть истоков тезаурусной концепции в символическом интеракционизме и в идеях Чикагской социологической школы. Выявлены параллели и с трактовкой социализации, которая содержалась в одной из первых концепций этого процесса, выдвинутой Ф. Гиддингсом еще в конце XIX в. (Луков, Лукова, 2014).

Однако такого рода  сходство не следовало бы признавать за тождественность концепций, видя различие лишь в номинации. Тезаурусная концепция социализации дает материалистическое представление о социализации как процессе, имеющем своим основанием сложившиеся в обществе типы образа жизни (что в марксизме трактуется как фундамент классового деления общества), а с учетом изменений в социальной структуре — стилей жизни с их обновленным представлением о социальных статусах, социальных ролях, институциональных характеристиках социальных ценностей и норм.

В то же время тезаурусный подход позволяет показать, что социализация в каждый данный исторический момент не является зависимой только от наличных условий бытия, от присущих данной эпохе образцов поведения и мышления и т. д. Кроме горизонтального среза (синхрония), есть еще и вертикальный срез (диахрония) тезаурусных структур, и те или иные структуры (разумеется, прежде всего на модельном уровне) могут переноситься сквозь века не непосредственно через каналы преемственности и смены поколений, но через сохранение, ретрансляцию и возрождение (после, как нередко бывало, целых эпох забвения) социокультурных кодов в их материализованной форме (тексты) (Жулковска, Ковалева, Луков, 2003). Это было, в частности, показано на примере тесной связи тезауруса выдающегося французского мыслителя конца Эпохи Возрождения Мишеля Монтеня не со всей культурой античности, а с тезаурусом римского философа Сенеки. Найдены убедительные доказательства этой идеи, которая слабо фиксировалась в различных теориях социализации.

Тезаурусная концепция социализации применена как теоретико-методологическая основа в ряде эмпирических исследований по социологии молодежи (Агранат, 2007, 2009, 2010; Агранат, Ткаченко, 2008; Гневашева, Луков В., Луков С., 2008; Луков, Агранат, 2005; Луков, Миневич, 2005, 2006, 2009).

 

Лит.: Агранат, Д. Л. (2007)  Социализация участников военизированных организаций в условиях становления гражданского общества. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 103 с.; Агранат, Д. Л. (2009) Социализация личности в военизированных организациях. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 168 с.; Агранат, Д. Л.(2010) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.; Агранат, Д. Л., Ткаченко А. В. (2008) Правовая социализация молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 100 с.; Гневашева, В. А., Луков В. А., Луков, С. А. (2008) Студент Московского гуманитарного университета: социализационная динамика: Сравнительный анализ материалов мониторинга (этапы 2005 и 2007 гг.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.; Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва–Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. №3. С. 27–35; Луков, В. А. (1999) Тезаурологическая концепция молодежи // Социологический сборник. Вып. 5 / Ин-т молодежи; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 8–23; Луков, В. А. (2002) Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: Социол. студия. Вып. 2 /Моск. гуманит.-социальн. академия. М. : Социум. С. 8–19; Луков, В. А. (2006) Тезаурусная концепция социализации // Гуманитарное знание: перспективы развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 680 с. С. 638–649; Луков, В. А. (2009) Тезаурусная концепция социализации // Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке : монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 19-21 ноября 2009 г.) / под общ. ред. Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 480 с. С. 357–365; Луков В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (1992) Концепция курса «Мировая культура»: Тезаурологический подход // Пед. образование. Вып. 5. С. 8–14; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, В. А., Лукова, Е. Е. (2014) О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite] (дата обращения: 22.08.2015); Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2005) Будущие политики: Социализация студентов, ориентированных на профессиональную политическую деятельность. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 128 с.; Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2006) Социализация студентов и социальное проектирование: Применение технологии социального проектирования для развития социальных умений будущих специалистов. М. : Изд-во Моск. ун-та. 54 с.; Луков, В. А., Миневич, Я. В. (2009) Социализация студентов и социальное проектирование // СОТИС (Социальные технологии, исследования). №2. С. 28–43.

 

 

А. И. Ковалева