Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Альтруизм

 

Альтруизм (от лат. alter — другой) — ценностная ориентация личности, направленность на бескорыстную помощь другим людям, предпочтение интересов других людей своим интересам.  Как жизненный принцип – «живи для других» («revile pour outrе»), противоположный эгоизму, был предложен одним из основателей социологии О. Контом. Понятие «альтруизм» в его научных трудах употребляется в одном ряду с понятиями «солидарность», «мораль», «социальность». О. Конт интерпретирует солидарность как универсальное свойство всех явлений природы, достигающее апогея в обществе и выступающее в нем в форме консенсуса; кроме сихронического, она имеет и диахронический аспект, обеспечивая связь поколений посредством традиции (Гофман, 2012: 98). Биологические корни альтруизма подчеркивал и П. А. Кропоткин, апеллируя к отсутствию внутривидовой борьбы, инстинкту взаимопомощи, которые человек заимствовал из мира животных (Кропоткин, 2007). Рационалистический подход к объяснению альтруизма основан на «полезности», «выгоде» альтруистического поведения для социальных групп, общества и самих индивидов (Спенсер, 2008: 231–232). Данный подход представлен эволюционными  и реципрокными теориями, теориями «разумного эгоизма». В рамках данного подхода альтруизм имеет свою меру, общественно полезными считаются только его умеренные проявления, самопожертвование не вписывается в норму.

Комплексный социологический анализ природы альтруизма провел П. Сорокин, по инициативе и под руководством которого в 1949 г. был создан Гарвардский центр по изучению созидательного альтруизма. Истоки альтруизма он связывает с социокультурным миром, который рассматривает как результат победы человека над биологическими влечениями и эгоизмом. Типы культур, присущие им социальные ценности во многом определяют поведение человека (Сорокин, 2006).  Именно «энергия культуры» выступает фактором сплочения народов, социальных групп, ведет к единству и согласию. Данный вывод послужил основой проекта «Таинственная сила любви», к реализации которого приступил П. Сорокин в Гарвардском центре по изучению созидательного альтруизма. В его концепции альтруизм и любовь – понятия синонимичные. Любовь анализируется в разных аспектах: этическом, религиозном, онтологическом физическом, биологическом, психологическом и социальном. «Осмысленное взаимодействие или взаимоотношения между двумя или более людьми, в которых ожидания и устремления одного человека разделяются и получают поддержку в их реализации со стороны других людей”  представляет собой любовь в социальном аспекте (Sorokin, 2002: 13). Созидательный альтруизм проявляется в солидарности, добрососедстве, поддержке, взаимопомощи.

Социологический подход реализуется в предложении измерения любви через такие показатели как  интенсивность, экстенсивность, продолжительность, чистота и адекватность. К высшим формам проявления любви П. Сорокин относит «действия, посредством которых человек свободно дарит другим значимые для себя ценности – здоровье, жизнь, душу, счастье» (Sorokin, 2002: 15). В большинстве случаев границы любви определяются  приоритетами интересов членов семьи и друзей. Небольшая группа людей («великие альтруисты» такие как Христос, Будда, Конфуций, Франциск Ассизский и др.) способна проявлять деятельную любовь по отношению к чужим людям. Групповое ограничение альтруизма  со временем ведет к тенденции внегруппового антагонизма. П. Сорокин подчеркивал такую закономерность: чем выше внутригрупповая солидарность, тем чаще случаются конфликты с другими группами. По отношению к «чужим» возможны самые разные формы насилия. Решение данной проблемы П. Сорокин видел в формировании универсальных альтруистических ценностей. Концепция созидательного альтруизма П. Сорокина была подвергнута критике за «ненаучность». Безусловно, она не вписывалась ни в одну из известных в период ее создания социологических парадигм. Однако обращение к концепции созидательного альтруизма весьма актуально для современного российского общества.

В молодежной (студенческой) среде, как свидетельствуют данные исследований, установки на альтруизм проявляются крайне редко: на уровне 4,5–6,7% (Луков, Гневашева, 2006; Луков, 2007; Луков, Гневашева, 2009). По мнению Вал. А. Лукова, в ответах студентов в основном выражается отношение к определенным социальным нормам, которые не обладают характером социальных законов и которые начинают проявляться как явно действующие лишь в определенных общественных условиях. Тогда ранее сложившиеся установки стремительно теряют свое значение, в тезаурусе личности, социальной группы в зоне «своего» оказываются находившиеся в тени концепты и ментальные конструкции, которые делают социальный закон вдруг ясным, понятным и непреложным. Данное мнение основывается на анализе добровольного участия молодежи в ликвидации последствий наводнений в Крымске, в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и других городах и поселках Дальнего Востока (Луков В., Луков С., 2012). Пример крымского молодежного волонтерства  Вал. А. Луков рассматривает как альтернативу распространенных в качестве основополагающих для современного российского общества либералистских идеей «невмешательства» (принцип laisser-faire), означающего отказ от помощи нуждающимся в ней по соображениям, что этим будет уменьшена их способность к адаптации в имеющихся социальных условиях (Государственная молодежная политика, 2013: 321–323).

 

Лит.: Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189–198; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) : науч. монография / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 717 с.;  Гофман, А. Б. (2013) Солидарность или правила, Дюркгейм или Хайек? О двух формах социальной интеграции // Социологический ежегодник 2012 : сб. науч. трудов / ред. Н. Е. Покровский, Д. В. Ефременко. М. : ИНИОН РАН ; Кафедра общей социологии НИУ ВШЭ. С. 97–167; Кропоткин, П. А. (2007) Взаимопомощь как фактор эволюции. М. : Самообразование, 2007. 235 с.; Луков, Вал. А., при участии В. А. Гневашевой, С. В. Лукова, О. О. Намлинской (2007). Социальный облик, ценностные ориентации, мнение о своем вузе московских студентов: динамика изменений (по исследованиям, проведенным в государственных и негосударственных вузах в 2000–2007 годах). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 45 с.; Луков, В. А., Луков С. В. (2012) Социальные законы в учении А. А. Зиновьева и их проявление в волонтерском феномене Крымска (тезаурусный анализ) // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 24 :Специальный выпуск : Высшее образование для XXI века: IХ Международная научная конференция. Москва, 15–17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Симпозиум «Тезаурусный анализ мировой культуры» / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. C. 20–28; Луков, С. В., Гневашева, В. А. (2009) Динамические оценки ценностных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования за период 2001–2008 гг. : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов». М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.; Сорокин, П. А. (2006) Социальная и культурная динамика / пер. с англ. М. : Астрель. 1176 с.; Sorokin, P. A. (2002) The Ways and Power of Love: Types, Factors, and Techniques of Moral Transformation. Philadelphia : Templeton Foundation Press; Спенсер, Г. (2008) Научные основания нравственности: Данные науки о нравственности. М. : ЛКИ. 336 с. 

Н. А. Селиверстова