Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Социального развития молодежи концепция В. И. Чупрова

 

Социального развития молодежи концепция В. И. Чупрова — совокупность теоретических положений, выдвинутых и обоснованных  под руководством Владимира Ильича Чупрова (род. 1938) и положенных в основу крупного научного проекта «Социальное развитие молодежи», осуществлявшегося в Институте социально-политических исследований РАН в 1991–2002 гг.

Концепция социального развития молодежи разрабатывалась с середины 1980-х гг. группой исследователей, в которую входили Е. П. Васильева, Ю. Л. Качанов, А. В. Кинсбургский, Л. А. Коклягина, В. В. Семенова, М. Н. Топалов, М. Р. Тульчинский, М. Ф. Черныш (Зубок, 2007: 10). С образованием в 1991 г. ИСПИ РАН, в котором Чупров возглавил Центр социологии молодежи, концепция выступила как теоретическая база основных исследовательских проектов этого центра, в том числе и мониторингового исследования «Социальное развитие молодежи».

Концепция изложена и обоснована в ряде работ и докторской диссертации Чупрова (Чупров, 1994abc). Согласно концепции молодежь представляет собой социально-демографическую группу, выполняющую три важнейшие социальные функции: воспроизводственную, инновационную и трансляционную. По Чупрову, «отличительное социальное качество молодежи связывается с тем специфическим положением, кото­рое она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, и определяется способностью молодого поколения унасле­довать и воспроизводить сложившуюся на момент его становле­ния структуру общественных отношений» (Молодежь России…, 1992: 9). Воспроизводя сложившуюся структуру общественных отношений, молодежь перенимает социальный опыт старших поколений и вносит новое в этот процесс, реализуя свои инновационные свойства. Этот процесс составляет своего рода фрагмент преемственности и смены поколений; молодежь, взрослея, становится источником социального опыта для следующего поколения — так реализуется трансляционная функция молодежи.

Социальное развитие молодежи трактуется Чупровым как «объективный и вместе с тем регулируемый процесс взаимодействия количественных и качественных изменений, претерпеваемых молодым поколением по мере становления субъектом общественного производства и общественной жизни, отражающей основные цели социального прогресса» (Чупров, 1994c: 55). Исследователь применяет диалектическую методологию к анализу молодежной проблематики, это позволяет ему сосредоточить внимание на процессуальной стороне становления новых поколений и формирования статусных характеристик молодежи в связи с особенностями социальной структуры, социальной дифференциации. Чупров, в частности, подчеркивает, что социальное развитие молодежи — «это непрерывный процесс, имеющий своей целью как преемственность молодыми социального опыта, так и качественное его обновление, а также передачу обновленного опыта последующим поколениям. Тем самым определяются основные социальные функции молодежи: воспроизводственная, инновационная, трансляционная. В соответствии с этой целью формируются нормативные требования, предъявляемые обществом к молодежи на каждом этапе своего развития. В совокупности они определяют социальное содержание критериев развития молодежи, обеспечивающих воспроизведение основных элементов социальной структуры и отношений между ними» (Чупров, 1998: 94).

Концепция социального развития молодежи имеет четко очерченное марксистское ядро, хотя теоретические построения структурного функционализма здесь также заметны. В макросоциальном контексте идея социального развития молодежи плодотворна, и она уже в 1990-е гг. была воспринята целым рядом молодых исследователей, среди них — Ю. А. Зубок, Е. Д. Игитханян, И. В. Казаринова, А. Н. Колесников, М. В. Савва, М. В. Соловьев, А. В. Шаронов и др. (Чупров, Зубок, 2000; Чупров, Игитханян, 1992; Чупров, Игитханян, Казаринова, 1992; Чупров, Колесников, 1992; Чупров, Савва, 1992; Чупров, Соловьев, 1992; Шаронов, 1994), в том числе и потому, что она хорошо переводится в задачи и инструментарий эмпирических исследований. Ю. А. Зубок, в частности, отмечает: «Такой подход позволяет обосновать меру существенных признаков, необходимых для операционализации молодежи как базового понятия данной отрасли социологии. В качестве меры выступает способность молодого поколения унаследовать, воспроизвести на качественно новой основе и передать (транслировать) следующим поколениям всю систему социальных отношений, обеспечивающих внутреннюю устойчивость и целостность общества. То есть функционирование и развитие молодежи как социально-демографической группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Соответственно нарушение, дисфункция этого процесса лежит в основании социальных проблем молодежи» (Зубок, 2007: 11).

Концепция социального развития молодежи не только не исчерпала своего содержания в проведенных эмпирических исследованиях, но и имеет немалый потенциал для дальнейшего развертывания (Луков, 2012). Ее достоинства особенно заметны в рамках социологии молодежи при формировании теории макросоциологического уровня. Здесь концепция социального развития молодежи обнаруживает и свои порождающие возможности. Свидетельством этого стало развитие концепции Чупрова его ученицей и последовательницей Ю. А. Зубок, автором рискологической концепции молодежи, в основе которой лежат положения научной школы Чупрова.

 

Лит.: Зубок, Ю. А. (2007) Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М. : Мысль. 288 с.; Луков, В. А. (2012a) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Молодежь России: социальное развитие (1992) / под ред. В. И. Чупрова. М. : Наука. 205 с.; Чупров, В. И. (1994a) Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 59 с.; Чупров, В. И. (1994b) Социальное развитие молодежи: теоретические и прикладные проблемы. М. : Социум; Чупров, В. И. (1994c) Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социол. исследования. № 6. С. 50–57; Чупров, В. И. (1998) Молодежь в общественном воспроизводстве // Социол. исследования. № 3. С. 93–106; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2000) Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы / ИСПИ РАН. М. 115 с.; Чупров, В. И., Игитханян, Е. Д. (1992) Социально-професси­ональный статус молодежи / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 56 с.; Чупров, В. И., Игитханян, Е. Д., Казаринова, И. В. (1992) Семейное положение молодежи России / Ин-т молодежи; Рос. акаде­мия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 51 с.; Чупров, В. И., Колесников, А. Н. (1992) Образовательный статус молодежи России / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 44 с.; Чупров, В. И., Савва, М. В. (1992) Этнический статус в мо­лодежной среде / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 56 с.; Чупров, В. И., Соловьев, М. В. (1992) Положение молодежи России в структуре власти / Ин-т молодежи; Рос. академия наук, Ин-т соц.-полит. исслед. М. 68 с.; Шаронов, А. В. (1994) Государственная молодежная политика как фактор социального развития молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 19 с.

 

Вал. А. Луков