Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Ресоциализация

 

Ресоциализация – процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития.

В данном случае ресоциализация может затрагивать любого индивида, так как развитие личности в течение всей жизни в обществе не идет только по восходящей и однонаправленно. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их не освоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников.

В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого прежде (Гидденс, 1999: 692). В течение своей жизни человек переживает различные изменения (взрослеет, стареет, создает семью, разводится, меняет работу, переезжает из села в город и др.). В этих случаях обостряется необходимость ресоциализации. В условиях кардинальных общественных изменений в России в конце ХХ века ресоциализация стала актуальной для старшего поколения россиян. Некоторые перемены в жизни человека могут быть критическими ситуациями, разрушающими ранее принятые нормы, ценности и модели поведения личности. В этих ситуациях человек вынужден осваивать нормы и ценности, радикально отличающиеся от предыдущих. Критические ситуации социализации (действие новых порядков и требований, поведение людей в концентрационных лагерях, в ходе допросов) описаны Б. Беттенгельмом (Bettelheim, 1960), У.Саргантом (Sargant, 1959: 192) и др. Перестройка личности или даже ее распад, наблюдаемые в критических ситуациях, показывают, что процесс социализации может «обратиться вспять», что человек как личность никогда не остается совершенно неизменным.

Личность изменяется с опытом на протяжении всей жизни человека. Ресоциализация может носить не только позитивный, но и негативный характер по своей социально-психологической направленности  (Гидденс, 1999: 86–88). По П. Бергеру и Т. Лукману, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). Процессы ресоциализации в данном случае напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности. Важнейшим условием успешной ресоциализации является наличие социального базиса, опосредуемого для индивида значимыми другими, и интенсивное взаимодействие индивида с персоналом социализации (Бергер, Лукман, 1995: 254–255). Вторичная социализация может приближаться к ресоциализации, но всегда отличается от нее тем, что строится на базе первичных интернализаций. В ней  настоящее интерпретируется в последовательном взаимоотношении с прошлым. Ресоциализация же не предполагает согласованности с прошлым, здесь оно перетолковывается, чтобы соответствовать нынешней реальности (там же: 239–263). Основанием для ресоциализации является настоящее, а для вторичной социализации — прошлое  (там же: 262–263).

Н. Смелзер определяет одной из форм ресоциализации психотерапию, под воздействием которой  люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания (Смелзер, 1994: 112).

С позиций теории идентичности ресоциализация предполагает обретение новой социальной идентичности или закрепление достигнутой ранее в новых социальных условиях реконструированной реальности.

В тезаурусной концепции социализации также выделяется аспект, обозначающий значимость ресоциализации для формирования личности. Здесь функциональная сторона ресоциализации трактуется как наложение на приобретенные в первые годы жизни общесоцализационные свойства новых слоев влияний, что ведет к «ресоциализации на каждом новом жизненном этапе» (Луков, 2012: 370). Фактически тезаурусный подход к социализации предлагает видеть ее динамическую, процессуальную  сторону именно как ресоциализацию.

Общество, заботясь о выравнивании возможностей индивидов в их социальной адаптации, организует ресоциализационную деятельность различных институтов социализации, обладающих для этого соответствующими кадрами и  материальной базой.

 

Лит.: Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания : пер. с англ. М. : Медиум. 323 с.; Гидденс, Э. (1999) Социология : пер. с англ. М. : Эдиториал УРСС. 703 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Смелзер, Н. (1994) Социология : пер. с англ. / науч. ред. издания на рус. яз. В. А. Ядов. М. : Феникс. 688 с.; Bettelheim, B. (1960) The Informed Heart : Autonomy in a Mass Age. N. Y. : Free Press. 309 p.; Sargant, W. (1959) Battle for the Mind. London. Heineman. 350 p.

А. И. Ковалева, Н. А. Перинская