Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Отклоняющаяся социализация молодежи

 

Отклоняющаяся социализация молодежи — несоответствие социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Социализация молодежи не всегда бывает успешной. Более того, ее результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Всегда остается некоторый неиспользованный резерв возможностей. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам молодой человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.

Социализация молодежи почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Оценить глубину и масштабность отклоняющейся социализации молодежи достаточно сложно. При анализе процесса социализации социолог располагает эмпирически фиксируемыми характеристиками, но значительная часть явлений остается вне поля зрения исследователя. Тем не менее можно выявить достаточно много параметров социализации молодежи, которые позволят дать адекватную реальному состоянию оценку этого процесса (Ковалева, 1996, 2011).

Отклоняющуюся социализации молодежи, можно вывести по различным основаниям, исходя из ракурса анализа — социального (состояние общества, институтов социализации, характер стихийных влияний и т. д.), типичного личностного и группового (девиантное поведение, кризисы социализации и кризисы социальной идентичности молодежи и т. д.).

Изучение отклоняющейся социализации молодежи предполагает анализ условий и механизмов  социализационного процесса, его  реализации в различных сферах, исследование кризисов социализации и социальной идентичности молодежи, выявление тенденций, которые могут привести к отклонениям как асоциальному или антисоциальному поведению.

Одним из проявлений отклоняющейся социализации молодежи является кризисная социализация. Жизненный путь молодого человека сопровождается преодолением многих кризисов социализации, выступающих как кризисы личностного роста, неудовлетворенности человека своим социальным или личностным статусом. Не все кризисы удается преодолеть. Нередко молодой человек не справляется с ними. Недостижимость желаемой идентичности, непосильность быть таким, каким требует общество или предписывает социальная группа. Непреодолимость планки Я-идентичности может породить глубокое разочарование, конфликт молодого человека с обществом, социальной группой, с самим собой. В нестабильном, аномичном обществе такие нарушения социализации приобретает широкую распространенность. В кризисном обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны.

Отклоняющейся социализации может способствовать расширение  самостоятельности молодежи, что  имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Распространенными проявлениями социализационных отклонений являются ускоренная и преждевременная социализации. Причем, ускоренная социализация  молодежи относится к позитивному проявлению ее самостоятельности и субъектности,  связанных с сознательным освоением повышенного объема знаний, пониманий, умений, позволяющим опередить сверстников и демонстрировать социально одобряемые образцы поведения значительно раньше предписанных и социально ожидаемых сроков.

Преждевременная социализация — это раннее освоение индивидом социальных ролей и моделей социального поведения, которые не только не соответствуют его возрасту по действующим культурным традициям и общественным нормам, но и недопустимы   в связи с психофизиологической незрелостью индивида для выполнения данных ролей и способов поведения или даже  вредны для его физического и нравственного здоровья.  Это не соответствующий социализационной норме процесс преждевременного освоения подрастающим индивидом социальных ролей взрослого человека, вынужденного подражания суррогатным моделям индивидуального и группового поведения, вынужденного действия, неразборчивого освоения низкопробных образцов культуры.

В данном случае автономия формирующейся личности расширяется до недопустимых масштабов. Процесс естественной социальной интеграции ребенка, подростка или молодого человека сталкивается с асоциальной или антисоциальной средой и воспроизводит  в своей образующейся личности неодобряемые обществом социальные качества или использует в своей жизнедеятельности не характерные для своего возраста образцы поведения, или выполняет не свойственные возрасту социальные функции.

Преждевременное обретение молодежью социальных ролей сопровождается вынужденной идентичностью. Это и ранее вынужденное приобщение детей и молодежи к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и разжигание сексуальных страстей, и раннее деторождение, и различные формы социальных девиаций.

Преждевременная социализация может быть навязана индивиду как неизбежное социальное воздействие социального окружения. В данном случае встает вопрос о принудительной социализации как разновидности социализационной ненормы. Понятие «принудительная социализация» не может относиться к характеристике любой социализации как регламентированного процесса, на который обречен каждый человеческий индивид в обществе себе подобных. Социализация не может обойтись без регламентации. Но не всякая регламентация есть принуждение. Не всякий контроль ограничивает свободу. Свобода в извращенном понимании как вседозволенность может стать продуктом деформированного общества и его институтов, быть не естественным условием развития личности, а принудительным элементом ее беспорядочного вхождения в общество.

Принудительная социализация происходит с индивидом в случае его отчуждения от установленного в обществе процесса становления личности (брошенные родителями дети, беспризорные, безнадзорные дети, юные бродяги, бомжи и т. д.) или частичной утраты влияния институтов социализации, когда берут верх стихийные случайные каналы социализации.

Принудительная социализация в особо организованном и регламентированном варианте представлена в исправительных учреждениях, где в условиях изоляции проходят реабилитацию девианты. В данном случае принудительная социализация не может рассматриваться как отклонение. Здесь она воплощает в себе реакцию общества на отклоняющуюся социализацию в ее крайних проявлениях.

В кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, когда социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия индивидов в общественной жизни. Этому способствует как снижение социальных гарантий на получение молодежью образования и профессии, трудоустройство, свертывание культурных, спортивных, оздоровительных программ, так и падение уровня жизни в стране, ухудшение криминогенной ситуации.

Перечисленные явления в совокупности вызывают как преждевременную, так и запаздывающую социализацию, когда для молодежи неоправданно откладывается обретение набора социальных ролей взрослого человека, сужаются рамки ее самостоятельности, развивается инфантилизм.

Необходимой предпосылкой успешной социализации индивида является конформизм. Но если индивид развивается только по внешним для него установкам, не утверждает свою субъектность, то конформизм будет чрезмерным. Для социализации такой конформизм есть отклонение, так как социализация предполагает не пассивное приспособление индивида к социальной среде при его податливости, а активную адаптацию молодого человека к изменяющимся условиям, воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также их преобразование на основе инновации. Особо опасным становится конформизм в случае «давления» на человека ассоциальных и антисоциальных группировок, когда индивид принуждается к экстремизму, бунту, религиозному фанатизму, наркотизму, преступлениям и т. д.

Анализ отклонений социализации молодежи можно провести на основе интерпретации данных о ее отклоняющемся поведении, обнаруживающем несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Отклоняющееся поведение молодежи детерминировано ее неудавшейся социализацией. Некоторые формы отклонений могут встречаться и в случае нормального процесса социализации, представляя собой временное и случайное явление (болезнь индивида, опьянение и т. д.) и даже длительные и стойкие состояние (физические дефекты, неврозы, психозы и т. д.). Отклоняющееся поведение отличают от аномального, обусловленного мозговой патологией.

Девиантность определяется в социологии как отклоняющееся поведение, деятельность человека (группы людей), не соответствующая сложившимся в данном обществе нормам (образцам) поведения, социальным ожиданиям.

Существует множество объяснений природы отклоняющегося поведения. Первые попытки объяснения преступлений носили биологический характер. Итальянский криминалист XIX в. Чезаре Ломброзо, не отрицая влияния социального опыта на развитие криминального поведения, считал, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и определить их можно по форме черепа. В ХХ в. также предпринимались попытки связать наклонности к преступлениям с физическим типом человека или с определенным набором хромосом в генетическом коде.

Психологические теории связывают преступные наклонности с определенным типом личности.

Социологическое объяснение социальных отклонений строятся на социальных контекстах. Согласно теории аномии Э. Дюркгейма, жизненный опыт людей перестает соответствовать социальным нормам общества в условиях его нормативной неопределенности и социальной дезорганизации, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Дюркгейм, 1998).  Аномия является регулярным и специфическим фактором самоубийств и других социальных отклонений. Преодоление социальных отклонений связано с достижением большей сплоченности социальных групп, чтобы они крепче держали индивида, и чтобы индивид крепче держался за них. Чтобы его существование не казалось ему пустым и он постоянно видел, что жизнь его служит цели, которая непосредственно его касается. Но это возможно лишь в том случае, когда более простая и менее обширная социальная среда теснее окружает его и предлагает ему более близкую цель его деятельности.

Согласно теории Р. Мертона (Мертон, 2006), доминирующими реакциями на воздействие аномии являются: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. При этом предполагается, что конформизм, выступая в качестве единственного вида недевиантного поведения, не абсолютно противоположен девиации: между ними не существует непреодолимого барьера, и индивиды довольно свободно могут мигрировать из одной формы социальной адаптации в другую. Мертон рассматривает конформизм и девиацию не как отдельные, а как близкие категории.

Как пишет Н. Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Эти ожидания могут быть спорными, неясными, меняющимися со временем. Кроме того, на основе разных культур могут формироваться различные социальные ожидания. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а) человека, которому свойственно определенное поведение; б) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение (Смелзер, 1998).

При рассмотрении отклоняющегося поведения различают, во-первых, поведение собственно девиантное и, во-вторых, делинквентное (преступное, криминальное) поведение.

В современной отечественной социологии девиантное поведение рассматривается как социальный феномен, различные виды которого имеют общий генезис и причины и находятся в сложных взаимосвязях и зависимости от экономических и социальных условий. Девиантное поведение рассматривается не как патология, а как естественный и необходимый результат эволюции социума, как дополнительные к конформным формы жизнедеятельности. Как подчеркивает Я. И. Гилинский, «отклонение» не есть объективная характеристика определенных видов поведения, а лишь следствие соответствующей общественной оценки (имеет место конвенциальность «нормы» и «отклонения») (Гилинский, 1996). Принципиально невозможно «искоренить», «ликвидировать», «преодолеть» негативное девиантное поведение и отдельные его виды. Речь может идти лишь об адекватных способах и методах регулирования, управления ими в целях оптимизации и минимизации.

Наиболее опасным проявлением отклоняющейся социализации является делинквентное (преступное) поведение, которое резко возрастает в условиях социальной аномии.

Отклоняющееся социализация молодежи проявляется и в крайних формах ее девиантного поведения, в том числе наркомании, алкоголизма, проституции, самоубийства и т. д.

Под наркоманией понимается хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением наркотиков и характеризующееся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией. На индивидуальном уровне речь идет о конкретном поступке определенного человека, на социальном — о совокупности актов такого рода, о системе нарушений социальных норм. Эти социальные факторы характеризуют такое явление, как массовый уход индивидов от социальной действительности, активной деятельности в иллюзорный мир в следствии немедицинского употребления наркотических средств. В этом случае имеет место индивидуальное или групповое поведение, которое не соответствует действующим на конкретно-историческом этапе развития общества нормам. Такое социальное явление определяется как наркотизм, что более адекватно обозначает социологический аспект проблемы и отражает массовость данного явления среди молодежи.

Алкоголизм представляет собой хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности. Особенности алкогольного поведения определяются не только биологическими и психическими характеристиками, но и традициями, регулирующими отношение к спиртному. Установлено, что в среднем определенная установка к употреблению спиртного складывается примерно к 20 годам и в молодые годы меняется не очень значительно.

Курение, не относящееся к отклонению в поведении взрослых людей (исключая запреты на курение в общественных местах) является одним из проявлений отклоняющейся социализации у несовершеннолетней молодежи.

Наряду с делинквентным (преступным) и крайними формами девиантного поведения существует огромное множество других отклонений в поведении молодежи. Речь идет о таких асоциальных поступках, когда молодой человек не совершает правонарушений и не переходит запретный моральный барьер, когда он выполняет всякого рода предписания, но его поведение не соответствует социальным ожиданиям, дезорганизует людей. К такого рода отклонениям можно отнести: ложь, обман, грубость, бездействие, пассивность, агрессивность, раздражительность, конфликтность, халатность и многое другое. Слабые и случайные проявления таких отклонений легко устранить, но устойчивые их формы преодолеваются с трудом и могут привести к нарушениям правил и правопорядка.

Отклонения в социализации, выявленные по разным признакам, могут быть преодолены путем коррекции социализационного процесса, содержание которой определяется в зависимости от того, что не выполняется или нарушается в социализационной норме, какова степень отклонения, в чем оно проявляется или может проявляться.

 

Лит.: Гилинский, Я. И. (1998) Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. А. Ядова. М. : Изд-во Ин-та социологии РАН. 695 с. С. 587–609; Дюркгейм, Э. (1998) Самоубийство: Социол. этюд : пер. с фр. / изд. подгот. В. А. Луков. СПб. : Союз. 496 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.; Мертон, Р. (2006) Социальная теория и социальная структура : пер. с англ. М. : АСТ : АСТ Москва : Хранитель. 873 с.; Смелзер, Н. (1998) Социология: пер. с англ. М. : Феникс. 688 с.

 

А. И. Ковалева