Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Теории молодежи / Молодежь в обществе

Нормы социальные

 

Нормы социальные — общепризнанные правила, образцы, пожелания и ожидания соответствующего  поведения или действия. Возникновение и функционирование социальных норм связано с объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Повторяющиеся, устойчивые взаимодействия требуют регуляции и установления порядка в условиях различных форм человеческого общежития. Социальные нормы —  неотъемлемый элемент культуры, представляющей собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, правил поведения, посредством которой люди организуют свою жизнедеятельность.

Социальные нормы не абсолютны, а относительны. В каждом обществе складываются особая совокупность социальных норм. Конкретное общество помимо всеобщих, общечеловеческих норм и ценностей имеет свои специфические представления о том, что важно, полезно, разрешено, а что неважно, вредно, запрещено. Это организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы людей. Вместе с различиями в социальных нормах различных сообществ их нормы имеют значительное сходство. Такие универсальные нормы зафиксированы, например, во Всеобщей декларации прав человека и этим приобрели международно-правовой характер. Существует огромный арсенал универсальных общечеловеческих норм морали: уважение к старшим, гостеприимство, нетерпимость к насилию, лжи, воровству и т. д. Социальные нормы связаны с классом, профессией, расой, национальностью. То, что «нормально» в той или иной субкультуре, может быть отклоняющимся поведением в обществе в целом. Социальные нормы различны в разных социальных группах и организациях в рамках одного общества: масштаб действия социальных норм определяется рамками признающей их группы или организации и способом институционализации.

Все социальные нормы обладают свойством  регуляции поведения людей. Все они содержат модель дозволенного и одобряемого поведения. Однако нормы  не совсем одинаково регулируют общественные отношения. Существуют разновидности социальных норм. Принято различать формальные и не­формальные нормы. К первым относятся нормы, которые официально одобрены обществом, его институтами и организациями. Они поддерживаются силой закона или служебными инструкциями (например, на производстве, в вузе, в школе и в других учреждениях). Эти нормы имеют особо большое значение для общества, и потому их выполнение строго контролируется.

Формальные нормы это, прежде всего, нормы права. Норма права содержит ответы на вопросы: 1) кто и когда ее должен исполнять; 2) в чем должно состоять это исполнение; 3) каковы последствия неисполнения нормы. Эта норма очерчивает рамки поведения, выход за которые влечет за собой определенные неблагоприятные последствия. Нормы права устанавливаются государством и являются правилами поведения общего характера, предписывающие поведение не определенным субъектам, а всем гражданам или группе граждан без указания на ее индивидуальный состав. Нормы права действуют длительное время до их отмены в порядке, предусмотренном законодательством. Они служат не только регуляторами, но и критерием оценки действий участников регулируемого отношения, меркой, масштабом их поведения. В теоретической конструкции структурного построения нормы права выделяют в основном три или две составные части: гипотеза, диспозиция и санкция или гипотеза и диспозиция, выступающая одновременно и санкцией. Под гипотезой понимается часть правовой нормы, в которой указаны условия и обстоятельства ее применения. Диспозиция является ядром нормы и содержит само правило поведения. Санкция выражает реакцию государства на исполнение и неисполнение правовой нормы. Правовые нормы отличаются от иных социальных норм именно санкцией, ибо нарушение  неправовых норм не влечет вмешательства государственных органов.

К неформальным нормам относятся такие правила поведения, которые в большей мере опираются на нравы, обычаи, традиции, моральные требования, на силу общественного мнения, а не на силу закона, инструкции. В моральных нормах как регуляторах общественной жизни исследователи выделяют особое свойство — императивность (повелительность). Общественная необходимость согласованного, упорядоченного поведения людей облекается в нормах в нравственное требование: «поступай так», «не делай так». Одна и та же норма может быть выражена и в форме запрета, и как позитивное предписание. В нормах  как бы аккумулируется в виде повеления  полезный социально-исторический  опыт многих поколений людей. В процессе функционирования неформальные нормы постепенно могут восприниматься людьми как должные, к ним привыкают, и не исключено, что в какой-то момент неформальная норма может быть воспроизведена как формальное требование. Наиболее часто отмечается тенденция ослабления традиционных сфер неформальных отношений. Но они не могут сойти на нет. Они начинают складываться в новых сферах деятельности. Область неформальных норм претерпевает изменения.

Формальные социальные нормы, опирающиеся на право и закон, согласовываются с неформальными нормами. Иначе формальные нормы плохо работают или вовсе не работают.

Социальные нормы различают и по масштабу их применимости. Есть нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без исключения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп. Причем, установлено, что существует несомненная связь между специальными и универсальными нормами, имеющими единый источник происхождения — доминирующие в обществе ценности культуры.

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать те или иные правила поведения, что имеет вполне определенные границы.

Человек занимает субъект-объектное положение  в процессе образования и действия социальных норм. Имеется в виду не только адаптивность, конформность человека в обществе, в социальных общностях, институтах и организациях, а также высокая интериоризированность норм, но и инновация, неадаптивная активность, в частности, критическое отношение к принятым нормам, их рационализация.

Проблеме социальных норм уделяется пристальное внимание на всех этапах развития социологии, ищущей ответы на главный вопрос социологии (Г. Зиммель) о том, как возможно общество, а также как возможен социальный порядок, т. е. согласованное взаимодействие людей в различных группах. По Ф. Теннису,  общее содержание так называемого «социального вопроса» состоит в том, как осуществить мирное сожительство и мирное сотрудничество различных слоев, классов и сословий одного народа, далеко отстоящих друг от друга по своим экономическим условиям, своим жизненным привычкам и своим жизненным воззрениям, поэтому социология изучает все нормы сосуществования людей и собственно социальную жизнь. Собственно социальное возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения».

Проблемы социальных норм разрабатывались Э. Дюркгеймом, М. Вебером, З. Фрейдом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, П. Бергером, Т. Лукманом, П. Бурдье и др. В разработках западных и отечественных исследователей предпринимается попытка рассмотреть складывающуюся в условиях современного общества относительность и множественность социальных норм, проанализировать процессы их институционализации (Бергер, Лукман, 1995).

В отечественной социологии молодежи проблематика социальных норм связывается с исследованием социализационного процесса (Агранат, 2010ab; Ковалева, 1996, 1997, 2011; Ковалева, Луков, 1999, 2012; Жулковска, Ковалева, Луков, 2003; Свиридова, 1999), девиантного поведения (Актуальные проблемы…, 2004; Горшков, Шереги, 2010; Луков, Забара, Волков, 1999; Луков, Агранат, 2005; Луков, Тихомиров, 2012; Нормальная молодежь…, 2005; Российская молодежь.., 2005; Тихомиров, 2010; 2015).

Вопросы нормы и отклонения применительно к молодежи рассматриваются также в контексте социально-правовых проблем государственной молодежной политики (Государственная молодежная политика… Электронный ресурс; Ильинский, 2011; Ильинский, Луков, 2008; Кочетков, 2007, 2010; Луков, 2006, Луков, Рожнов, 2006).

 

Лит.: Агранат, Д. Л. (2010a) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 37 с.; Агранат, Д. Л. (2010b) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.; Актуальные проблемы наркоситуации в молодежной среде: состояние, тенденции, профилактика (2004) / Минобразования РФ. Центр социол. исследований. М. : ЦСП. 504 с.; Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М. : Медиум. 323 с.; Горшков, М. К., Шереги, Ф. Э. (2010)  Молодежь России: социологический портрет. М. : Центр социальн. прогнозир. и маркетинга. 592 с.; Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений : науч. монография [Электронный ресурс] / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf )дата обращения 13.12.2015); Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями.  Москва–Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.; Ильинский, И. М. (2011) Прошлое в Настоящем: Избранное. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 840 с.; Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2008)  Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5–14; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ковалева, А. И. (1997) Социализационная норма в современном российском обществе : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 32 с.; Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. № 3. С. 27–35; Кочетков, А. В. (2007) Стратегия совершенствования нормативной правовой базы государственной молодежной политики. Рязань : РИНФО. 192 с.; Кочетков, А. В. (2010) Теория правового регулирования государственной молодежной политики: какой ей быть // Закон и право. № 10.  С. 14–18; Луков, В. А. (2006) Государственная молодежная политика: битва концепций и ожидание результатов // Молодежь и политика: Современные очертания и история проблемы, роль государства и гражданского общества, ожидания и прогнозы. М. : Фонд Фридриха Науманна, АИРО–XXI. С. 73–88; Луков, В. А., Забара, А. Л., Волков, Е. П. (1999) Поведение военнослужащего: норма и отклонение: Социологическое исследование пограничных явлений. М. : Социум. 175 с.; Луков, В. А., Рожнов, О. А. (2006) Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. № 3 (25). С. 60–69; Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.; Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики (2005) / под ред. Е. Омельченко. Ульяновск : Изд-во Ульяновск. госун-та. 180 с. — Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации». 139 с.; Российская молодежь: проблемы и решения (2005). М. : Центр соц. прогнозир. 648 с.; Свиридова, А. С. (1999) Нормативная и реальная социализация подростков в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 24 с.; Тихомиров, Д. А. (2010) Добрачные сексуальные отношения российской молодежи: проблема нормы и отклонения : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.; Тихомиров, Д. А. (2015) Либерализация половой морали в современном мире // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 93–108.


А. И. Ковалева