Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Тезаурусная концепция молодежи Вал. А. Лукова

 

Тезаурусная концепция молодежи Вал. А. Лукова — совокупность положений, составляющих оригинальную теорию молодежи, основывающуюся на применении общеметодологического тезаурусного подхода. Выдвинута и обоснована Валерием Андреевичем Луковым в рамках научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета (Луков, 2003; 2009, 2010, 2012, 2015; Ковалева, Луков, 1999; Луков В., Луков Вл., 2007ab, 2008, 2013).

В основе концепции лежит категория «тезаурус», которая осмыслена авторами тезаурусного похода Вал. А. и Вл. А. Луковыми как полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира, дают импульсы для радостной, интересной, многообразной жизни (Луков В., Луков Вл., 2013: 3). В методологическом плане существенна базовая конструкция тезауруса как субъектно организованного знания – не от общего к частному (что характерно для построения системы объективного знания в форме науки), а от «своего» к «чужому».

Для тезаурусной концепции молодежи характерна особая трактовка исходного понятия «молодежь». Молодежь трактуется как социальная группа, которую составляют (1) люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также (2) распространенные в этой социальной группе тезаурусы  и (3) выражающий и отражающий их символический и предметный мир (Луков, 2012: 468). Фактически это означает трактовку молодежи как социокультурного явления, но такая атрибуция в данном случае недостаточна. Включение в понятие «молодежь» второго и третьего компонентов отличает тезаурусное представление молодежи на теоретическом уровне от других и предполагает иной состав компонентов социологии молодежи.

Социальная субъектность является, согласно тезаурусной концепции, определяющей характеристикой, которая применима для выявления сущности молодежи. Поскольку институционализированный мир мало освоен молодым человеком, ему необходимо находить свой путь осваивания общества, проходя путь от преимущественно объекта социализационного воздействия к преимущественно субъекту социального действия. Это постепенное освоение пространства, правил, реальностей окружающего мира вырабатывает у молодежи такие механизмы его освоения, как конструирование социальной реальности и ее проектирование. «Причем конструкции и проекты молодого человека могут существенно отличаться от конструкций и проектов «ответственного взрослого» (родители, учителя и т. д.) и, кроме того, динамично изменяться. Особенностью молодежной среды является совмещение нескольких тезаурусных генерализаций, которое ведет к событийной гиперболизации одной из них, — той, что более других подходит в наличной жизненной ситуации» (там же: 468–469).

По Лукову, общая схема конструирования социальной реальности, которая выявляется в действиях различных молодежных групп,  включает: (1) адаптацию к условиям среды (пробы и ошибки; узнавание частей среды и правил; изменение поведения в соответствии с правилами; понимание и легитимация части среды через «наше»); (2) достраивание реальности (символизация через идеальное «благо» и «зло», построение символического универсума; компенсация недоступного; действия по ограждению «своего мира», выделение зоны независимости); (3) переструктурирование условий среды (игнорирование неважного; изменение пропорций и комбинирование в соответствии с тезаурусом; действие вне «своего мира» в соответствии со своим символическим универсумом). Эти позиции реа­лизуются как фактический итог жизнедеятельности и как результат осуществления проекта (там же: 469). Луков делает вывод, что активность молодежи в социальном конструировании реальности составляет важнейшее условие ее социализации и в этом плане относится не к отдельным, а ко всем молодежным сообществам.

Соответствующим образом меняется и взгляд на социализацию, и в логической связке оказываются тезаурусная концепция молодежи и тезаурусная концепция социализации.

В исследованиях по социологии молодежи и в смежных областях гуманитарных и социальных наук, проведенных в рамках научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета, тезаурусная концепция молодежи нашла широкое применение. Тезаурусный подход приняли как методологическую основу в своих исследовательских проектах по молодежной проблематике Д. Л. Агранат, И. Г. Биченко, М. В. Вдовина, В. В. Воробьев, С. В. Кочнев, В. А. Лапшин, А. В. Луков, Э. К. Погорский, А. Г. Русанова, А. В. Сафарян, С. С. Шугальский и многие другие исследователи (Агранат, 2001, 2010ab; Биченко, 2009; Вдовина, 2008; Воробьев, 2003; Кочнев, 2011; Лапшин, 2013ab; Луков, 2007; Погорский, 2012, 2013; Русанова, 2007; Сафарян, 2008; Шугальский, 2013; Явон, 2012, 2013). К тезаурусному подходу обратились также и представители других научных школ, и среди них Т. В. Жукова, Д. С. Карпухин, Е. О. Кубякин, А. В. Кулешова, В. В. Орлова, В. В. Пить, Е. П. Пчелкина, В. А. Смирнов, В. И. Филоненко (Жукова, 2009; Карпухин, 2009; Кубякин, 2012; Кулешова, 2008; Орлова, 2011; Пить, 2009; Пчелкина, 2012; Смирнов, 2011; Филоненко, 2009ab).

Тезаурусная концепция молодежи получила развитие в ряде работ Вал. А. Лукова – как теоретических так и эмпирических – созданных совместно с Д. Л. Агранатом (Агранат, Луков, 2002; Луков, Агранат, 2005), С. Н. Доведовым (Доведов, Луков, 2008); А. И. Ковалевой (Ковалева, Луков, 1999), Вл. А. Луковым (Луков В., Луков Вл., 2008, 2013, 2014), С. В. Луковым (Луков В., Луков С., 2012), Э. К. Погорским (Луков, Погорский, 2014), Д. А. Тихомировым (Луков, Тихомиров, 2012), С. С. Шугальским  (Луков, Шугальский, 2013) и др.

 

Лит.: Агранат, Д. Л. (2001) Социальная адаптация молодых сотрудников в органах внутренних дел: автореф. дис… канд. социол. наук. М. 23 с.; Агранат, Д. Л. (2010a) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 37 с.; Агранат, Д. Л. (2010b) Социализация личности в военизированных организациях: проблемы нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.; Агранат, Д. Л., Луков, В. А. (2002) Молодые милиционеры: Проблема адаптации к новой социальной роли. М. : Социум. 144 с.; Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 18 с.; Вдовина, М. В. (2008) Функциональные изменения межпоколенческого конфликта в российской семье : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 35 с.; Воробьев, В. В. (2003) Особенности групповой идентичности студентов в московском вузе : автореф. дис… канд. социол. наук. М. 16 с.; Доведов, С. Н., Луков, В. А. (2007) Владельцы мобильных телефонов: тезаурусный подход к их типологизации // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 10 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 10–25; Жукова, Т. В. (2009) Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 16 с.; Карпухин, Д. С. (2009) Динамика социально-политической активности молодежи (на примере Саратовской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 29 с.; Ковалева, А. И. (2008) Тезаурусная концепция молодежи // Социология молодежи : энциклопедич. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia, 2008. С. 507–508; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Кочнев, С. В. (2011) Социальные практики участия молодежи в принятии общественно значимых решений : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 24 с.; Кубякин, Е. О. (2012) Молодежный экстремизм  в условиях глобализации  информационно-коммуникационной среды  общественной жизни : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Краснодар. 52 с.; Кулешова, А. В. (2008) Ценностные ориентации и культурные тезаурусы городских подростков современной России : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М. 29 с.; Лапшин, В. А. (2013a) Проблема человеческого потенциала молодежи и тезаурусный подход // Youth. World. Politics. № 1. С. 58–68; Лапшин, В. А. (2013b) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 21 с.; Луков, А. В. (2007) «Картины мира» молодежи как результат культурной социализации в условиях становления глобальных систем коммуникации : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 17 с.; Луков, В. А. (2003) Тезаурусная концепция молодежи // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Москва, 30 сент. — 2 окт. 2003 г. М. : Альфа-М. Т. 3. С. 71–72; Луков, В. А. (2009)  Основания тезаурусного подхода к исследованиям молодежи // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 19 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–30; Луков, В. А. (2010) Тезаурусная концепция молодежи как методологический ресурс развития социологии молодежи // Молодежь в зеркале социологии : материалы круглого стола по социологии молодежи. Москва, 27 марта 2010 г. Вып. 1. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 8–26; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Луков, В. А., Агранат, Д. Л. (2005) Курсанты: Плац. Быт. Секс: Социологическое и социально-психологическое исследование. М. : Флинта : Наука. 272 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2007a) Культурная политика и молодежная политика в свете тезаурусного подхода // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 11 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–14; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2007b) Парадигмы воспитания и теория тезаурусов // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 9 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 3–25; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.; Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35; Луков, В. А., Луков, С. В. (2012) Социальные законы в учении А. А. Зиновьева и их проявление в волонтерском феномене Крымска (тезаурусный анализ) // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 24 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. C. 20–28; Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.; Луков, В. А., Тихомиров, Д. А. (2012) Добрачные сексуальные отношения молодежи: дилемма социальной нормы и отклонения. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.; Луков, В. А., Шугальский, С. С. (2013) О социальных практиках молодежи в сфере развлечений: тезаурусное конструирование жизненного мира на ценностных принципах гедонизма // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 26 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 27–42; Орлова, В. В. (2011) Социализация молодежи в условиях трансформации современного российского общества (на материалах Томской и Кемеровской областей) : автореф. дис. … д-ра социол. наук. Улан-Удэ. 35 с.; Пить, В. В. (2009) Методологические основы социологии молодежи: современные концепции // Вестник Тюмен. гос. ун-та. №4. С. 112–117; Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи как источник социокультурных изменений на этапе становления информационного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук. М.  26 с.; Погорский, Э. К. (2013) Молодежная политика как средство конструирования и развития инновационности молодежи // Youth. World. Politics. № 1. С. 37–49; Пчелкина, Е. П. (2012) Ценностные предпочтения студенческой молодежи в отношении здоровья : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 22 с.; Русанова, А. Г. (2007) Особенности культурной идентичности студентов в областном центре России : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 16 с.; Сафарян, А. В. (2008) Стили жизни молодежи как целевой аудитории телевидения : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 24 с.; Смирнов, В. А. (2011) Институционализация региональной молодёжной политики в условиях трансформации российского общества : автореф. дис. … д-ра социол. наук. СПб. 45 с.; Филоненко, В. И. (2009a) Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации. Ростов н/Д : ИПО ПИ Южн. фед. ун-та. 336 с.; Филоненко, В. И. (2009b) Современное российское студенчество в транзитивном обществе: противоречия и парадоксы социализации : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д. 42 с.; Шугальский, С. С. (2013) Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса как социокультурная реальность : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 22 с.; Явон, С. В. (2012) Жизненное самоопределение молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 169 с.; Явон, С. В. (2013) Жизненное самоопределение молодежи в современном российском обществе : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 38 с.

 

А. И. Ковалева, В. А. Гневашева, Н. А. Селиверстова