Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Сексуальной революции концепция В. Райха

 

Сексуальной революции концепция В. Райха — совокупность положений, выдвинутых австрийским психологом и социальным мыслителем Вильгельмом Райхом (1897–1957) и оказавшим заметное влияние на развитие фрейдо-марксизма, с одной стороны, и идейных течений в нонконформистских молодежных движениях и субкультурах 1960–1970-х гг., с другой. Будучи  последователем З. Фрейда, Райх в развитии его идей пошел не в сторону отказа от пансексуализма (подобно А. Адлеру, К. Г. Юнгу, В. Штекелю и другим отступникам от классического фрейдизма), а, напротив, в сторону еще большего подчеркивания роли сексуального начала в человеке и человеческом обществе, в сторону гиперсексуализма.

В 1928 г. Райх основал в Вене Социалистическое общество сексуальных исследований и консультирования по сексуальным вопросам. Уже в этот период его врачебная практика и преподавание психоанализа теснейшим образом были связаны с осмыслением роли сексуальности в общественном развитии, он стремится защищать «права детей и подростков на естественную любовь» (Райх, 1997: 7). Наблюдения, сделанные им над распространением в Германии и Австрии фашизма (в том числе в студенческой среде), привели его к выводу, что покорность человеческих масс воле «немногих властолюбивых бандитов» является результатом биологической беспомощности, корни которой — в подавленной в юношеском периоде сексуальности.

Сексуальной революции концепция В. РайхаМатериалы исследования, собранные и опубликованные Райхом в конце 1920-х гг., затем добавленные новыми текстами в 1930 и 1936 г. (книга «Сексуальность в борьбе за культуру»), были дополнены им в 1940-е гг. и изданы в США (куда он эмигрировал) в виде книги, название которой стало знаковым для молодежного движения, — «Сексуальная революция» (окончательная версия представлена в немецком издании «Die sexuelle Revolution», 1949 г.).

Суть концепции Райха такова. Частное капиталистическое хозяйство может развиваться только на почве подавления влечений, которое порождает на одном полюсе страх перед властью, послушание, «невероятную скромность», на другом — садистскую жестокость. «При всей грандиозности и революционности открытия закона капиталистической экономики, — пишет Райх, — его одного недостаточно для решения проблемы зависимости и самоподчинения человека. Хотя группы людей, те или иные отряды угнетенных классов повсюду борются "за хлеб и свободу”, подавляющая масса стоит в стороне и молится или борется за свободу на стороне своих угнетателей... Ядром же счастья в жизни является счастье, вызванное сексуальным удовлетворением» (там же: 21–22). Конструкция, соединяющая революцию и сексуальное удовлетворение, выражена Райхом вполне определенно: «Капиталистическая классовая мораль выступает против сексуальности, порождая тем самым противоречия и бедствия. Революци­он­ное движение снимает эти противоречия, выступая поначалу с идеологических позиций за удовлетворение половых потребностей, а затем закрепляя эту свою позицию с помощью законодательства и переустройства сексуальной жизни. Следовательно, капитализм совпадает с общественным сексуальным угнетением, с одной стороны, в то время как "революционная мораль” — с удовлетворением половых потребностей, с другой» (там же: 23).

В рамках своей идеи, что социальная революция невозможна без революции сексуальной, поскольку сохранение обществом сексуального подавления формирует в человеке изначально консервативный тип характера, склонность к подчинению — а именно эта склонность и питает эксплуатацию и авторитарные политические режимы, — Райх специально обращается к трактовке проблем молодежи. Он критикует ранее появившиеся исследования за то, что в них делается неоправданный скачок от констатации того факта, что пубертатный период заканчивается половым созреванием, к фиксации требования общества о необходимости соблюдения молодежью полового воздержания. Основоположник фрейдо-марксизма подчеркивает, что «сексуальные проблемы молодежи являются, в принципе, проблемами чисто общественного свойства», «они только начинаются с выдвижением требования о воздержании» (там же: 123). Здесь — ядро психоаналитической трактовки социальности.

Райх отвергает природный характер конфликтности в подростковом возрасте, основываясь, в частности, на работах антропологов по традиционным обществам, где подобный конфликт не обнаруживается. Вывод автора таков: «Явления пубертатного конфликта и пубертатного невроза во всех их формах объясняются противоречием, существующим между фактом полной половой зрелости, наступающей примерно к 15 годам, то есть физиологической необходимостью жить половой жизнью, способной к оплодотворению и деторождению, с одной стороны, и экономической и структурной невозможностью создать в этом возрасте требуемые обществом законные рамки для половых отношений, то есть заключить брак, с другой. Это основная черта затруднения, к которому добавляются многие другие, например последствия полученного в детстве воспитания, отрицающего сексуальность, которое, в свою очередь, является результатом всей системы консервативного сексуального устройства» (там же: 123–124).

Райх концептуально различает социально-классовые группы молодежи и раздельно рассматривает психосексуальную проблематику применительно к «рабочей молодежи» и «молодому поколению крупной буржуазии» (правда, в целом вся концепция Райха основывается на вульгаризации марксизма). Райх дает широкую социальную картину сексуальности в молодом возрасте, в частности специально рассматривает вопросы принудительного брака и его последствий, анализирует «упразднение семьи» в первые годы существования Советской России, влияние политической дискуссии и общественных институтов (комсомола и др.) на развитие сексуального поведения российской молодежи, изучает процессы в молодежных коммунах и т. д.

Трактовка сексуального конфликта в молодежном возрасте как производного культурных запретов составила вклад Райха в понимание особенностей социализационных и идентификационных процессов, которые характеризуют современную молодежь. Этим определяется его место в теоретическом каркасе социологии молодежи (Луков, 2012: 151–153) и в современной науке в целом (Strick, 2015).

 

Лит.: Райх, В. (1997) Сексуальная революция: пер. с нем. СПб.–М. : Университет. книга; АСТ. 350 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Strick, J. E. (2015) Wilhelm Reich, Biologist. Harvard University Press. 480 p.

 


Вал. А. Луков