Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Неофрейдизм

 

Неофрейдизм — термин, объединяющий различные школы фрейдизма, возникшие начиная с 1940-х гг. (прежде всего в США). Общей чертой этих школ стал отход от пансексуализма З. Фрейда и гегемонии индивида в его теории в сторону признания приоритета социальных отношений. Отсюда стремление обогатить фрейдизм достижениями социологии, которое выливается в «социологизацию» психологии и «психологизацию» социологии. Отправной точкой для неофрейдизма можно считать распространение идей отделившихся от Фрейда А. Адлера (комплекс неполноценности, «воля к власти», «социальный интерес») и К. Г. Юнга (коллективное бессознательное), которых иногда причисляют к неофрейдизму. Крупнейшие представители неофрейдизма — Э. Фромм, К. Хорни, Г. К. Салливан, к нему тяготеют также М. Мид, Э. Эриксон и др.

К. Хорни подчеркнула значение для формирования невроза тревоги, возникающей в детском возрасте при столкновении с враждебным внешним миром и отсутствии любви родителей и ближайшего окружения, что выливается во внутренние конфликты и борьбу за самореализацию (Хорни, 1995, 2008, 2009, 2014). Э. Фромм также увидел истоки невроза в разладе с окружающим миром, что порождает чувство одиночества и автоматический конформизм (Фромм, 1966, 1986). Г. С. Салливан, отвергнув приоритет фрейдовского либидо, главным компонентом личности признал систему динамизмов (особых «образцов энергии»), которые проявляются в коммуникации, обеспечивая удовлетворение потребностей индивида (Холл, Линдсей, 1997). Американский неофрейдист Э. Бёрн придал особое значение игре как форме межличностного общения, в структуре «Я» выделил состояния «ребенка», «родителя» и «взрослого», вступающих в трансакции с соответствующими состояниями другой личности, создал сценарную теорию личности, согласно которой судьба личности определяется ее ролями в жизненных сценариях межличностных взаимоотношений (Берн, 1996). Таким образом неофрейдисты выходят за границы фрейдовского психоанализа, внося определенный вклад в социологические исследования (прежде всего в социологию малых групп), придавая им психологическое обоснование.

Обособленно стоит фигура французского «постфрейдиста» Ж. Лакана, провозгласившего «возвращение к Фрейду», хотя его теория «стадии зеркала» как образующей функцию «Я» (Лакан, 1999; Lacan, 2015) и представление о структурировании бессознательного по образцу языка также усиливают значимость социального в психоанализе.

Свой вариант неофрейдизма был предложен и фрейдомарксизмом.

В американской литературе по молодежной проблематике след неофрейдизма особенно заметен. В российской литературе он имел место в 1920-е гг., когда фрейдомарксистское направление в исследованиях молодежи было очень активным (А. Б. Залкинд и др.). В последние десятилетия применение неофрейдистской концептуальной схемы для исследования российской молодежи встречается редко. Работа Т. Н. Бухтияровой, изучавшей в аспекте социологии поведение российской молодежи с опорой на теоретико-методологический арсенал К. Хорни (Бухтиярова, 2006) — одно из немногих исключений.

 

 

Лит.: Берн, Э. (1996) Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы : пер. с англ. / общ. ред. М. С. Мацковского ; послесл. Л. Г. Ионина, М. С. Мацковского. СПб. : Спец. лит. 398 с.; Браун, Д. Ж. (1997) Психология Фрейда и постфрейдисты. Москва — Киев : Рефл-бук, Ваклер. 298 с.; Бухтиярова, Т. Н. (2006) Поведение российской молодежи в условиях современных социокультурных изменений в контексте неофрейдистской теории личности Карен Хорни:  дис. ... канд социол. наук. М. 240 с.; Лакан, Ж. (1999) Семинары. Книга 2. Я в теории Фрейда и в технике психоанализа / пер. с фр. М. : Гнозис, Логос. 520 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарное исследование. М. : Канон+. 528 с.; Ритцер, Дж. (2002) Современные социологические теории. 5-е изд.  СПб. : Питер. 688 с.; Уэллс, Г. К. (1968) Крах психоанализа: от Фрейда к Фромму. М. : Прогресс. 290 с.;  Фромм, Э. (1966) Человек одинок // Иностр. лит. № 1. С. 230–233; Фромм, Э. (1986) Автоматический конформизм // История зарубежной психологии. Тексты. М. С. 172–184; Холл, К., Линдсей, Г. (1997) Теории личности. М. : КСП+. 719 с.; Хорни, К. (1995) Наши внутренние конфликты. Конструктивная концепция невроза // Психоанализ и культура: Избр. труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М. : : Юристъ. 623 с. С. 7–190; Хорни, К. (2008) Невроз и рост личности. Борьба за самореализацию / пер. с англ. Е. И. Замфир. М. : Академ. Проект. 398 с.; Хорни, К. (2009) Невротическая личность нашего времени  / пер. с англ. А. М. Боковикова. М. : Академ. Проект. 207 с.; Хорни, К. (2014) Новые пути в психоанализе / пер. с англ. В. В. Старовойтова ; под ред.А. М. Боковикова ; Рос. акад. наук, Ин­т философии. М. : Канон+ РООИ "Реабилитация". 399 с.; Хьелл, Л., Зиглер, Д. (1999) Теории личности. СПб. : Питер. 606 с.; Lacan, J. (2015) Transference: The Seminar of Jacques Lacan, Book VIII. Polity. 368 p. 

 


Вл. А. Луков, Вал. А. Луков