Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Теории молодежи

Трансгрессии в духовной жизни молодежи концепция Т. И. Яковук

 

Трансгрессии в духовной жизни молодежи концепция Т. И. Яковук – совокупность теоретических положений, выдвинутых белорусским социологом молодежи Тамарой Ивановой Яковук для объяснения новых состояний и процессов в молодежной среде.

Концепция Яковук, представленная в ряде ее работ (Яковук, 2003ab, 2005, тесно связана с рискологической концепцией молодежи, развиваемой научным консультантом Яковук по ее докторской диссертации Ю. А. Зубок. Наиболее полное представление концепции содержится в докторской диссертации Яковук (Яковук, 2006) и в ее книге, написанной совместно с Зубок «Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе» (Зубок, Яковук, 2008).

Строя свою концепцию трансгрессии в духовной жизни молодежи, Яковук осмысливает молодежные проблемы Беларуси как вытекающие из фактора неопределенности в социокультурной регуляции (или по крайней мере с ним связанные). Концепция строится на следующих утверждениях:

1. Субъектность молодежи проявляется в трех основных аспектах: а) в процессе социализации и расширенного воспроизводства духовной культуры, в ходе которого происходит наследование и обновление молодежью существующего опыта общественных отношений, ее участие в дальнейшем преобразовании общества, б) субъектность реализуется в процессе интериоризации социокультурных норм, ценностей, исторически сложившихся традиций и в поиске их новых форм и смыслов как оснований социальной идентичности, в) субъектность молодежи проявляется в процессе формирования индивидуального и группового сознания на основе отличительных социокультурных образцов и самоорганизации в рамках молодежной субкультуры (Яковук, 2006: 42–43).

2. Молодежь представляет собой гетерогенную совокупность групповых общностей как носителей различного опыта и социокультурных образцов. Соответственно этому в силу внутригруппового расслоения молодежное сознание представляет собой мозаичное явление, однако в нем отмечаются разнонаправленные процессы дифференциации и интеграции: будучи внутренне дифференцированной группой, молодежь объединяется вокруг схожих глобализированных субкультурных образцов — нормативных и знаково-симво­личе­ских, — что одновременно свидетельствует о новых формах универсализации в ее среде. В то же время в условиях неопределенности не складываются предпосылки для формирования макроидентичностей, следствием чего является отказ подавляющего большинства белорусской молодежи от соотнесения себя с макросообществами, включая собственное поколение (там же: 54–55, 178–179).

3. В условиях неопределенности лабильное сознание молодежи накладывается на неустойчивость и нестабильность социокультурной среды трансформирующегося общества, что препятствует формированию устойчивых образцов группового сознания и приводит к возникновению новых трансгрессивных интересов. Однако в исследованиях Яковук зафиксирован не только свойственный молодежи периода социокультурной неопределенности индивидуализм и ярко выраженное стремление к независимости, но и высокая значимость в аксиологической структуре ее духовной жизни аффилиационно-аллоцентрических ценностей (там же: 65, 147, 153).

4. Нарастающие процессы индивидуализации в духовной жизни провоцируют молодежь к саморегуляции и построению индивидуальных биографий с акцентом на эгоцентризм. Но тем не менее автором обосновывается вывод о двойственности влияния условий нестабильности и риска, жесткой конкуренции и неопределенности ценностно-нормативных требований, т. е. в групповом сознании белорусской молодежи присутствуют не только индивидуалистические ценности, но и ориентации социально интегрирующего характера, формирующие контуры ее духовной жизни: в духовной жизни молодежи формируется модель ревитализации аксиологической структуры, основанная на возрождении и укреплении общечеловеческих ценностей (там же: 107–108, 115, 127).

Яковук утверждает, что под влиянием социальных институтов происходит институционализация саморегуляции, самоорганизации молодежи (там же: 68). Это положение существенно для осмысления молодежной политики, особенно при переходе от ее этатистской стратегии к концепции общественно-государственной молодежной политики. Такой переход может в большей степени учитывать противоречие, которое способно стать источником развития современного поколения молодежи (у Яковук оно отнесено к ситуации в Беларуси, но, видимо, здесь есть основание для более широкого толкования): столкновение ценностей традици­онного и современного общества, выражающееся в сочетании устремленности молодых людей не только к стабильности, спокой­ствию и душевной гармонии, но и к активности, динамике, изме­нениям, успеху, сопровождающихся напряжением и фрустрациями (там же: 197). В этой связи заслуживает внимания и утверждение, что в условиях неопределенности сложилось противоречие между стремлением моло­дежи к самореализации в духовной сфере и ограниченными возможностями для такой самореализации в связи с кризисными явлениями внутри ряда социальных институтов — образования, науки, досуга, — что обусловило деформацию потребностей, интересов и ценностей молодежи в названных сферах (там же: 226). Здесь белорусская исследовательница наиболее близка к рискологической концепции молодежи (Луков, 2007, 2012).

 

Лит.: Зубок, Ю. А., Яковук, Т. И. (2008)  Духовная жизнь молодежи в трансформирующемся обществе / науч. ред. В. Сломский. Брест : Альтернатива. 204 с.; Луков, В. А. (2007) Теории молодежи: пути развития [Статья 2] // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 87–98; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М.: Канон+, 2012. 528 с.; Яковук, Т. И. (2003a) Меняющаяся молодежь в меняющемся обществе / под науч. ред. Е. М.Бабосова. Брест : БрГТУ. 354 с.; Яковук, Т. И. (2003b) Динамика ценностных ориентаций белорусской молодежи периода системной трансформации общества / под ред. Е. М. Бабосова, А. А.Павловского. Брест : БрГТУ. 221 с.; Яковук, Т. И. (2005) Неопределенность как регулятор духовной жизни молодежи / под науч. ред. Ю. А Зубок. Брест : БрГТУ. 171 с.; Яковук, Т. И. (2006) Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодежи : дис. … д-ра социол. наук. М. 270 с.

 


Вал. А. Луков