Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Индеанисты

Индеанисты — субкультура, возникшая в Советском Союзе в конце 60-х – начале 70-х годов XX в., сторонники которой изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов (Характеристика отдельных субкультур, электронный ресурс).

Одним из толчков к формированию стала борьба коренных американцев за свои права в 1970-е годы. Это и повлекло за собой увеличение интереса к индейцам Америки (Нелин, 2008). Кроме того, причинами формирования субкультуры стали популярность произведений таких писателей, как Фенимор Купер, Шульц и Сат-Ок, а также распространение в кино «вестернов».

Дата окончательного формирования субкультуры — 1980 г., когда состоялся первый «Большой Совет» любителей индейской культуры под Ленинградом. Начиная с 1982 г. индеанисты СССР начали собираться под Ленинградом ежегодно. Подобные съезды стали называться Пау-Вау, по образцу традиционных ежегодных праздников американских индейцев. Во время проведения Пау-Вау индеанисты имитировали быт, нравы и обряды индейцев, обменивались литературой и опытом (Ясененко, 1996).

Роль Пау-Вау в жизни индеанистов является центрообразующей. Фактически, как только заканчивается одно Пау-Вау, начинается подготовка к следующему. Время праздника является не только тем периодом, когда встречаются друзья со всей страны, но и тем, когда можно пожить «индейской» жизнью.

В 1983 г. на Алтае появилась первая община индеанистов — Голубая Скала. Она просуществовала до 1992 г. В качестве мировоззренческой и методологической основы общины выступал набор языческих обрядов, как результата попыток реанимировать и реконструировать религиозные вероучения и ритуальные практики различных племен североамериканских индейцев (Куликов, 2000).

Среди материальной культуры индеанистов особое место занимает типи. Типи — это традиционное переносное жилище кочевых индейцев. Кроме того, занимая очень важное место в жизни индейцев, типи определили и большой культурный шлейф (Типи — жилище кочевых индейцев Великих равнин, электронный ресурс). 

Другая часть материальной культуры индеанистов касается повседневной одежды. Помимо длинных волос, которые носят далеко не все индеанисты, представители субкультуры узнаются по чокеру на шее, ременным бляхам, браслетам на руках с характерной индейской тематикой. Летом — по футболкам с подобной же тематикой, в другие времена года — по кожаным жилеткам, украшенным бисерными полосками, по курткам с бахромой т. д. Но часто внешне индеанист может себя никак не проявлять. Однако, домашнее убранство индеаниста, как правило, более этнически ориентированно: это и вышитые бисером сумочки, и дрим-кэтчеры (ловцы снов), и фотографии индейцев на стенах и многое другое (Нелин, 2008).

Каждый индеанист выбирает себе имя (например, Одинокий Волк, Хромой Олень и т. д.) и племя, к которому он принадлежит. Иногда имена выбирают «соплеменники», а само племя может быть вымышленным, а не копировать существующее в Америке.

Широко распространена практика изучения не только материальной, но и духовной культуры индейцев. Воспитанный в «чужой» культуре, индеанист начинает постигать «свою» культуру по книгам или по возможности из общения с носителями такой культуры, часто (но не всегда) совершенно не будучи знакомым с языком «своего» народа. Непрофессиональный подход к изучению духовной культуры определенного племени ведет к формированию целого ряда клише и стереотипов, некому религиозному воззрению, лишь в самых общих чертах напоминающему религию какого-либо индейского племени (Дзибель, электронный ресурс).

Современная субкультура индеанистов не однородна. Широта российской территории делает весьма затруднительной организацию единого общероссийского Пау-Вау. В духовном плане единства также нет. Разные трактовки моральных принципов индейца приводят иногда к серьезным ссорам. Усложняет ситуацию и наплыв ролевиков, зачастую лишь играющих в индейцев, что часто не нравится тем, кто реально в традиционном духовном наследии ищет ответы на свои жизненные вопросы (Нелин, 2008).

Современные возможности дали новый толчок развитию субкультуры. Интернет предоставляет много необходимой информации по самым разным вопросам, позволяет индеанистам общаться непосредственно с коренными американцами и максимально приблизиться к реалиям их жизни.

 

Лит.: Нелин, Т. В. (2008) Субкультура индеалистов в России. Материалы межрегионального научно-практического семинара, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений России и США / Волгоградский государственный университет. С. 253-261; Характеристика отдельных субкультур [Электронный ресурс] // Информационный портал «Социология: современные тенденции». URL: http://www.sociodone.ru/codos-15-4.html; Ясененко, О. Н. Индеанисты России: кто они? [Электронный ресурс] // Информационный портал «Первые американцы». URL: https://www.first-americans.spb.ru/n2/win/yasen.htm; Куликов, И. (2000) Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. Т. 3. Неоязычество. М. : ПаломникЪ, 394 с.; Типи — жилище кочевых индейцев Великих равнин [Электронный ресурс] // Информационный портал URL: http://vamvigvam.ru/blog/2015-05-07/tipi-zhilische-kochevykh-indeytcev-velikikh-ravnin; Дзибель, Г. В. Двойное самосознание — сущность индеанистского движения [Электронный ресурс] // Информационный портал «Первые американцы». URL: https://www.first-americans.spb.ru/n3/win/german.htm

В. А. Чехова