Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Яппи

 

Яппи (англ. Yuppie, аббр. от Young Urban Professional Person + суфф. -ie — молодой городской профессиональный человек или Young, UPwardly-mobile Professional + суфф. -ie — молодой поднимающийся вверх профессионал) субкультура, молодых состоятельных людей, мировоззрение которых построено на увлечении профессиональной карьерой, материальным успехе, активном светском образе жизни. В одежде носители субкультуры предпочитают деловой стиль, следят за модой, посещают фитнес центры. Основной критерий принадлежности к «яппи» — успешность в бизнесе.

ЯппиПонятие «яппи» возникло в США в начале 1980-х гг. Журнал Newsweek назвал 1984 г. «годом яппи». Яппи являются своего рода ответом общества основанного на протестантской этике субкультуре хиппи (Хиппи и яппи. Что общего и в чем разница?, Электронный ресурс).Яппи

Мировоззрение субкультуры яппи строится на философии разумного эгоизма, основах протестантской трудовой этики, создании имиджа «успешного человека». Часто внешними проявлениями мировоззрения «яппи» выступают цинизм (бизнес есть бизнес), прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям (неудачникам англ. loser), аполитичность (Соколова-Сербская; Сороковикова, 2013). Самая любимая тема яппи — нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и вообще — проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным. Яппи любят свою работу и делают ее с удовольствием. В сообществах яппи табуировано проявление зависти и ненависти, агрессии, считаемых уделом «лузеров». Сообщества яппи выглядят дружелюбными и вежливыми. Практически все возможное недружелюбие в этих сообществах сводится к намекам на нищету и «лузерство» собеседника, особенно на основании наличия у него недостаточно дорогих или современных личных аксессуаров (Юрина, 2014).Яппи

Типичный яппи быстро эмоционально забывает удары судьбы, помня их только на уровне разума и холодной логики. Яппи, как правило, не имеет близких друзей (Ангел, 2016). Практически никогда яппи не бывает сильно погружен в неформальное сообщество — мотоциклистов, любителей музыкальных стилей, ролевых игр и исторической реконструкции, неорганизованного туризма и походов и др. Напротив такие сообщества зачастую презираемы.Яппи

Яппи обычно терпимо относятся к случайным сексуальным связям до брака и к изменам (как к расторжению договора между свободными равноправными сторонами), что не мешает им признавать институт семьи. Гендерные роли в сообществах яппи стерты. Не ценится классическая женственность, считается бессмысленной классическая мужественность (Демянчук, Электронный ресурс). Характерен нарциссизм и эмоциональное отчужденность от других людей.

Яппи — явление общества потребления, поэтому фактически имеют наднациональный характер. Так российские яппи, отличаются от зарубежных коллег только более ранним возрастом приобщения к субкультуре, еще большей аполитичностью, нивелированием роли образования, как статусной категории (Юрина, 2014).

Безусловно, основой данного движения стали идеалы протестантской этики в США, гедонизма, философии рационального эгоизма и социально-экономические условия, способствующие росту их сторонников. Субкультура яппи является продуктом общества потребления, и имеет интернациональный характер, мировоззрение ее носителей основано на материализме, эгоизме, нарциссизме, отчужденности человека от традиционных культурных ценностей, политики, религии и в конечном итоге от любых близких (не деловых) контактов с другими людьми.

 

 

Лит.: Ангел, О. Ю. (2016) «Яппи» или «экспи» — критерии успешной жизни // Инструменты и механизмы современного инновационного развития сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа : Аэтерна. С. 241–243; Демянчук, И. Яппи — субкультура успешных людей [Электронный ресурс] // Электронный портал Fb. URL: http://fb.ru/article/177100/yappi-subkultura-uspeshnyih-lyudey; Друтько, В. (2008) Поколение кока-колы сегодня пытается одевать маску поколения яппи // Управление персоналом. №1. М. : Деловые коммуникации. С. 76–77; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Субкультуры. Моды — очень британский феномен [Электронный ресурс] // Электронный портал merclondon. URL: http://merclondon.ru/mercblog/novosti/subkultury_mody_ochen_britanskiy_fenomen/; Соколова-Сербская, Л. А., Сороковикова, В. И. (2013) Имидж и стиль жизни представителей молодежных субкультур // Социальная политика и социология. №6–1 (100). М. : Изд-во Российский гос. соц. ун-та. С. 48–54; Хиппи и яппи. Что общего и в чем разница? [Электронный ресурс] // Электронный портал Большой вопрос. URL: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1871427-hippi-i-jappi-chto-obschego-i-v-chjom-raznica.html; Юрина, А. А. (2014) Субкультура яппи: попытка социологического анализа // Вестник Самарского государственного университета. №5 (116). Самара : Изд-во Самарского гос. ун-та. С. 45–50.

 

В. А. Лапшин