Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Джедаизм

Джедаизм (от англ. Jedi) — молодежная субкультура и нетеистическое религиозное движение (признанное в Великобритании), сформированное на идеях фантастической киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны». Участники движения копируют элементы одежды, символику, этические нормы, представленные в «Звездных войнах».

Служа другим, джедаи проявляют себя через акты благотворительности, гражданство, и на добровольных началах. Идеология и строгий путь джедая, его жизнь как постоянный вызов своим эгоистическим устремлениям, является постоянной темой во вселенной Star Wars. Орден джедаев в основном состоит из: учителей, философов, ученых, инженеров, врачей, дипломатов и воинов, которые ценят знания и мудрость выше национальности. Эта вымышленная организация, основанная на идеях фантастической киноэпопеи Джорджа Лукаса «Звездные войны», вдохновила ее фанатов на создание нового религиозного движения — джедаизма (Кьюсак, Электронный ресурс).

Так на основе субкультуры фанатов «Звездных войн» постепенно сформировалось нетеистическое религиозное движение. Во время переписи населения 2001 г. в Британии, Австралии и в Новой Зеландии значительное количество респондентов неожиданно для властей определили свою религию как «джедаизм» (390 000 респондентов в списке в качестве своей религии указали джедаизм в Англии и Уэльсе, 14000 в Шотландии). Министерство юстиции сразу после изучения предварительных итогов переписи зарегистрировало новое религиозное движение под кодом 8968 как «Jedi Knight» — «Рыцарь Джедай». В 2008 г. 23-летний Дэниел Джонс со своим братом Барни основал Джедаискую церковь. В 2013 г. церковь Шотландии выразила обеспокоенность тем, что был выдвинут законопроект, защищающий право джедаев на выполнение свадебных церемоний и регистрацию брака, согласно правилам джедаизма (McKenzie, Электронный ресурс). В России движение джедаизма представлено несколькими неформальными общественными объединениями, основанными на эзотерике, биоэнергетике и т. п. Джедаизм попал в поле внимания Русской православной церкви (Сергеев, 2016).

В вымышленной вселенной «Звездных войн» рыцарь-джедай — это человек или инопланетянин, от рождения имеющий способности к управлению Силой, вступивший в Орден Джедаев и обученный в нем. Джедаист же, человек, просто верящий в существование Великой Силы, не обязательно являющийся рыцарем Ордена.

Один из важнейших элементов вселенной «Звездных войн», служащий основой мировоззрения является «Сила», всеобъемлющее энергетическое поле, подконтрольное достигшим определенного духовного развития живым существам. Владение Силой делится на Светлую и Темную стороны. Орден Джедаев учит использовать Силу только со Светлой стороны, основываясь на отказе от личных амбиций и альтруизме. Идеалами для джедаев являются всеобщий мир и гармония, а в бою — хладнокровие, смелость и изобретательность. Великая сила, черпаемая в равновесии и спокойствии, может использоваться только для защиты. Ситхи, напротив, используют силу с Тёмной стороны, основываясь на эгоизме и жажде власти. Ситхи используют страх, ненависть, агрессию, коварство. Великая сила для них — метод нападения, сила — несущая смерть, черпаемая из своих страстей и страхов.

Кодекс джедаев представлен следующими постулатами:

Нет эмоций — есть покой.

Нет невежества — есть знание.

Нет страсти — есть безмятежность.

Нет хаоса — есть гармония.

Нет смерти — есть Сила (Джедаизм, Электронный ресурс)

Участники субкультуры копируют элементы одежды (например, джедайские балахоны с глубокими капюшонами, символику, носят модели световых мечей). Джедаисты как религиозное течение, перенимают ценностные ориентации, часть из них признает реальной сагу «Звездных войн», а Д. Лукаса, называют ее «пророком».

Частью движения, так же является сайберфайтинг — фехтование на дюралюминиевых или стеклопластиковых моделях световых мечей. В данном занятии термины «падаван», «джедай», «рыцарь», «мастер» являются всего лишь обозначением ступеней мастерства, аналогично используемым в единоборствах терминам кю и дан (Евдокимов, 2013).

Таким образом, джедаизм является социальным феноменом, объединившим в себе черты субкультуры и религии, условием возникновения которого явились массовая культура, строящиеся информационное общество, кризис традиционных религий на Западе. Джедаизм является продуктом массовой культуры, когда человек начинает черпать ценностные ориентации, не из традиций своей культуры, религиозных норм, идеологии и т. д., а не посредственно из элементов массового кинематографа. Этика джедаизма представляет собой синтез ценностей западных и восточных мировоззренческих концепций, и не является чем-то революционным. Однако сам механизм преобразования субкультуры в религию, представляет собой социальное явление нового типа, которое, безусловно, должно стать объектом исследования социологов, культурологов, философов.

 

Лит.: McKenzie, S. Star chores: Do Jedi want to marry people? [Электронный ресурс] // Сайт новостного канала ВВС. URL:http://www.bbc.com/news/uk-scotland-highlands-islands-21844467; Джедаизм [Электронный ресурс] // Информационный ресурс История древних славян: традиции, верования, археология. URL:http://web-kapiche.ru/375-dzhedaizm.html; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Евдокимов, Д. А. (2013) История развития саберфайтинга в России // Наука и образование Сер. «Актуальные проблемы педагогики и психологии. Физическая культура и спорт». Томск : Томский гос. пед. ун-т. С. 50–52; Кьюсак, К. Изобретенная Религия: Вера, фантастика, воображение. Ашгейт Publishin [Электронный ресурс] // Информационный ресурс Ashgate Publishing URL: https://www.routledge.com/posts/9236; Фирсова, М. Г. (2014) Обзор западных молодежных субкультур: 1950 – наши дни // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. №6 (10). Рязань : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств. С. 12–15; Лоло, М. М. (2014) Кинорелигия — индикатор состояния политической культуры общества // European Social Science Journal. №8–2 (47). М. : Изд-во Междунар. исслед. ин-та. С. 551–558; Сергеев, А. А. (2016) Религии вымышленных миров: религиозность и фантастика, важность анализа религиозной составляющей в современных произведениях фантастики и фэнтези // Церковь. Богословие. История. Материалы IV Международной научно-богословской конференции, посвященная Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. Екатеринбург : Екатеринбургская духовная семинария. С. 268–274.

 

В. А. Лапшин