Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Гризеры

 

Гризеры (бриолинщики) (от англ. grease — «бриолин», также «бриолинщики») молодежная субкультура, возникшая в 1950-е и 1960-е гг. в США. Отличительными признаками субкультуры были прически («помпадур», «утиный хвост»), одежда (облегающие футболки, белые майки, хлопковые рубашки с закатанными рукавами, бейсбольные куртки или куртки для боулинга, черные, синие или цвета хаки спецовки, черные или коричневые пальто-тренчи, джинсовые или кожаные куртки и жилетки), автомобили и мотоциклы определенного стиля, музыка (рок и рокалибре).

Само слово «гризер» (англ. «greaser») изначально имело негативный оттенок — так называли американцев мексиканского, итальянского или испанского происхождения, темные волосы которых выглядели словно «смазанными» маслом или воском. Представители субкультуры сделали это своей отличительной чертой, зачесывая назад волосы и укладывая их в высокие прически с помощью воска, крема или бриолина, откуда и взялся другой вариант их названия — «бриолинщики». Хотя гризеры — явление сугубо американское, аналогичные субкультуры существовали также в Великобритании, Австралии, Италии и Швеции. В Австралии бриолинщиков называли «боджис» или «виджис», британскими гризерами были тедди- или тон-ап бойз, которые в 1960-е гг. оформились в субкультуру «рокеров». Похожее движение существовало также в Японии под названием «Племя грома».

Внешний вид: облегающие футболки, белые майки, хлопковые рубашки с закатанными рукавами, бейсбольные куртки или куртки для боулинга, черные, синие или цвета хаки спецовки, черные или коричневые пальто-тренчи, джинсовые или кожаные куртки и жилеты. Также популярны были подкатанные 501-е или 505-е джинсы фирмы «Levis» или рабочие хлопковые штаны. Среди обуви предпочтение отдавалось мотоциклетным ботинкам, таким как «ботинки инженера», армейским или ковбойским сапогам, а также кедам фирмы «Converse». Среди аксессуаров можно выделить банданы, плоские кепки и кошельки на цепочке. К типичным прическам гризеров относят «помпадур», «утиный хвост» и некоторые другие. Для фиксации волос использовали ваксы, гели, кремы, тоники, помады и еще множество составов — как синтетических, так и натуральных, например, оливковое масло. Настоящий гризер постоянно носил с собой расческу, чтобы всегда иметь возможность поправить растрепавшиеся волосы. Существует стереотип, что бриолинщиками были только представители белого населения США, но это не так — к субкультуре примыкали и афро-, и латиноамериканцы. Среди бриолинщиков были, безусловно, и девушки, придерживающиеся аналогичного вызывающего стиля в одежде (Кравцова, Электронный ресурс).

Особое место в образе жизни гризеров занимали различные транспортные средства — мопеды, мотоциклы, автомобили, которые они красили в вызывающие цвета, посвящая свободное время их тюнингу.

Слэнг: baby — девушка, big daddy — взрослый мужчина, bread — деньги, stable the horses — парковать автомобили, burn rubber — «жечь резину», daddy-o — вид обращения, cloud 9 — «на седьмом небе», dolly — милая девушка, flat-top — вид прически, heat — полиция, hang — бездельничать, no sweat — нет проблем, passion pit — кинотеатр под открытым небом, rocket — автомобиль, tank — большой старый седан, square — обычный и др. (Коровушкин, 2014).

Бриолинщики оказали значительное влияние на массовую культуру. В первую очередь, рок-н-ролл и рокабилли (Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард, Стрэй Кэтс и др.) легли в основу множества современных музыкальных стилей (Фирсова, 2014). Бриолинщики, начиная с 1950-х гг. стали героями книги и фильмов. Наиболее достоверными из них обычно считают "Дикарь" (1953) с М. Брандо, "Бунтарь без идеала" (1955) с Дж. Дином и "Изгои" (1983) с П. Суэйзи и Т. Крузом. Основная же масса произведений дает нам гиперболизированное изображение бриолинщика, самые явные примеры — фильмы "Бриолин" (1978) с Дж. Траволта и "Плакса" (1990) с Дж. Деппом в главной роли (Гризеры: увлечения и характерные признаки, Электронный ресурс). Отразился образ гризера и в компьютерных играх: Fallout 3, Fallout: New Vegas, Bully, Mafia II, Retro City Rampage (Кравцова, Электронный ресурс).

Как и другие послевоенные субкультуры, гризеры были во многом социальным феноменом, тесно связанным с общественным и финансовым положением рабочего класса, после войны, а также воспитанием. Бриолинщики были выходцами из семей рабочих, часто имели только одного родителя, посещали публичные школы, имели недостаток воспитания и внимания со стороны взрослых, что толкало подростков к поиску референтной группы (Кравцова, Электронный ресурс). К таким молодым людям часто относились, как к «проблемным», давая им стимул еще больше сплачиваться внутри субкультуры, противопоставляя ее нормы общепринятым. С исчезновением социальных и экономических предпосылок начинает исчезать и сама субкультура, однако ее элементы были частично восприняты другими субкультурами, а также стали частью массовой культуры.

 

Лит.: Глебова, Е. А. (2012) Западные молодежные субкультуры асоциальной направленности // Теория и практика образования в современном мире Материалы Международной научной конференции. СПб. : Реноме. С. 6–9; Гризеры: увлечения и характерные признаки [Электронный ресурс] // Информационный ресурс senjor-senjora. URL: http://senjor-senjora.net/hobbies/854-grizery-ili-briolinschiki.html; Коровушкин, В. П. (2014) Англоязычные заимствования в лексиконах русских субкультур // Вестник Череповецкого государственного университета. №3 (56). Череповец : Изд-во Череповецкого гос. ун-та. С. 85–90; Кравцова, В. Бунтари без причины: гризеры [Электронный ресурс] // Информационный ресурс История США URL:http://ushistory.ru/esse/1046-buntari-bez-prichiny-grizery.html; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Фирсова, М. Г. (2014) Обзор западных молодежных субкультур: 1950-наши дни // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. №6 (10). Рязань: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств. С. 12–15.

 

В. А. Лапшин