Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Байкеры

 

Байкеры (англ. biker, от bike – motorbike – motorbicycle «мотоцикл») — субкультура, объединяющая людей, для которых мотоцикл является неотъемлемой частью их жизни, представители субкультуры объединены общим мировоззрением (например, любовь к свободе, независимость и т. д.), общей атрибутикой, связаны участием в мотоклубах.

Согласно байкерским мифам, движение байкеров зародилось в США после окончания второй мировой войны. В конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ в. летчики прославленной в годы войны эскадрильи «Ангелы ада» были демобилизованы за ненадобностью. Привыкшие к скорости и свободе полета, многие из них нашли альтернативу самолету за рулем мотоцикла. Поначалу они собирались в небольшие группы, ездили по стране, пытаясь найти свое место в мирной жизни. Многие из них впоследствии осели в небольших городках, открыли свои мастерские по ремонту автомобилей и мотоциклов, татуировочные салоны или же подались в фермеры и стали добропорядочными и законопослушными гражданами. Те же, кого не устраивала спокойная жизнь, собирались в «банды» мотоциклистов и отправлялись на поиски приключений и какого-нибудь заработка (Байкеры, Электронный ресурс). Однако позднее это версия была признана мифом, запущенным в СМИ самим байкерским клубом «Ангелы ада», тем не менее во многих источниках она представлена как реальная информация. В целом же байкерская субкультура возникает из мотоклубов, возникших в США в 50-е гг. ХХ в., после появления таких марок мотоциклов, как Harley Davidson и Indian, постепенно обрастая общей атрибутикой, связанной с ездой на мотоцикле, рок-музыкой и идеями свободы и независимости (например, флаг Конфедерации). В 1970–80 гг., байкерское движение проникло на территорию Европы и СССР.

Внешний вид байкера во многом диктуется его средством передвижения. Например, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны, которые успешно выдерживают встречный ветер на большой скорости, холод и неблагоприятные погодные условия. Часто куртка байкера еще украшена различными значками и символами. Популярны флаг «конфедерации» и знак 1%. Первый символ не несет никакого политического окраса — и использование его изначально предполагалось как вызов буржуазному обществу. Второй символ ведет свою родословную еще с 1947 г., после знаменитого ралли в калифорнийском г.Холистере, где глава Американской Мотоциклетной Ассоциации заявил, что «все мотоциклисты — законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws)». Потом нашивка «1%» приобрела более мягкий смысл и начала обозначать стремление байкеров к независимости и свободе. Также часто элементами стиля являются бандана (повязка на голову, закрывающая от пыли и солнца), потёртые и рваные джинсы, сапоги-казаки (Морева, 2016). Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы, но иногда предпочитают носить настоящие или стилизованные каски вермахта (с рогами или без), реже — каски немецких солдат Первой мировой войны (Веденкина, 2008).

Наиболее часто используемая символика:

— Флаг конфедерации;

— символы клуба (например изображение волка и т. д);

— изображение черепа;

— нашивка «1%»;

— железный крест;

— свастика (не встречается у российских байкеров) (Гаук, 2009).

Байкеры, как правило, не являются одиночками, это прежде всего, субкультура мото-клубов (Hells Angels MC, Outlaws MC, Bandidos MC, Ночные волки, Уходящие в ночь и т. д.), принадлежность к которым отражается в символике, участии в совместных акциях, отстаивании социальной (иногда политической) позиции клуба, уважение клубной иерархии и т. д.

В отличие от многих современных субкультур, байкерское движение строится на элементах коллективизма, через объединения в клубы, участие в которых отражается и на повседневной жизни участника. Хотя ценностями байкерского движения заявляются индивидуализм, свобода, склонность к анархии и неприятию общественных ценностей, многие мотоклубы строятся на принципах коллективизма, строгой иерархии, патриотизме и уважении к ценностям своей страны. Байкерское движение во многом является средством временного ухода от негативных факторов социальной реальности, в сторону свободы, неформального поведения, чувства риска. Однако большинство байкеров не являются маргиналами и вполне социализированы, легко переключаются от социальных ролей в субкультуре, к обычным социальным практикам (работа, семья и т. д.). Многие байкеры вступают в движение в молодом возрасте, однако не покидают его в процессе обретения социальной субъектности, как во многих чисто молодежных субъкультурах, а, напротив, приобретают в нем новые функции.


 

Лит.: Андреев, В. К. (2009) Особенности лексической номинации в языке российских байкеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. №2. Тамбов : Грамота. С. 37–39; Байкеры [Электронный ресурс] // Сайт о байкерском кинематографе и байкерском движении BikerMovies URL: http://bikermovies.ru/ ; Веденкина, Т. И. (2008) Студенты, спортсмены и байкеры // Профессиональное образование. Столица. №5. М. : Академия профессионального образования. С. 27–30.; Гаук, А. В. (2009) Феномен социального символизма в байкерской субкультуре // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Т. 4. №4. Киров : Изд-во Вятского государственного гуманитарного университета. С. 53–56.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Морева, Е. В. (2016) Правовой статус байкера в европейском пространстве // Россия и Европа: связь культуры и экономики материалы XV международной науч.-практ. конференции. М. : World Press. С. 30–32.; Новак, М. В. Игнатов, М. А. (2014) Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, Вып. №9 (180). Т. 28. С. 144–152.



В. А. Лапшин