Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Битники

 

Битники — (англ. Beatniks или The Beats, beat — как разбитый) субкультура, изначально возникшая в 1950-х гг. в США среди молодежи как протест против протестанткой этики, империализма, патриархальных отношений в семье и обществе, связанная с культом музыки (джаз), сексуальным раскрепощением, лояльным отношением к наркотикам и алкоголю.

Как молодежная субкультура движение битников возникло 1950-х гг. ХХ в. в Калифорнии (на родине Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин), с творчества писателей Джека Керуака, Уильяма С. Берроуза и поэта Аллена Гинзберга. На субкультуру битников огромное влияние оказал джаз — «музыка черных», заводная, чувственная, сильно отличавшаяся от «белой» эстрады. Само слово «битник» было придумано журналистами: возникло оно от скрещения слова beat (англ. «бить») и русского суффикса «-ник» (тогда у всех на устах было слово «спутник») (Штольская, 2014). Основными чертами бит-движения можно назвать: активное неприятие американской внешней политики, американского общественного мнения и образа жизни (пресловутой «Американской Мечты»); сексуальный бунт и ставшая модной нетрадиционная сексуальная ориентация; культ музыки (джаз); лояльное отношение к наркотикам (Музалевская, Савви, 2012).

Основной предпосылкой возможности данного движения явился экономический рост США, накопление материальных ресурсов, позволяющих молодежи на достаточно обеспеченном уровне жить, не включаясь в процессы общественного производства. Кроме того, сама протестантская этика, способствующая вначале росту капиталистического производства, в этот момент начала скорее мешать, сокращая рынки реализации товаров и услуг (отказ носителя от роскоши), следовательно, нуждалась в корректировке. Движениями протеста против существующих в США норм и ценностей, стали движение битников и хиппи, хипстеров.

Основными атрибутами битников считались черный свитер (обязательно с высоким горлом) и берет, допускались также белые майки без рисунка. Не редкостью было ношение двух барабанов бонго — в качестве символа культуры чернокожего населения. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал черный цвет, для мужчин это дополнялось короткой бородкой (отмечается, что часть атрибутики было в последствии заимствовано субкультурой готов). Зачастую битник носил темные непроницаемые очки. Помимо черного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном, кожаные сапоги. Для женского наряда были характерны трико, свитера (в том числе вязаные), длинные юбки, капри (Зверев, 2001).

Особую роль в субкультуре предавали музыке — джазу. «Библией» битничества по праву считают роман Джека Керуака «В дороге», вобравший в себя все идеи бит-поколения, свободу, отрицание традиционных ценностей (Алещенко, 2009).

Популяризации термина (и образа битника) способствовали статьи в «Нью-Йорк таймс» и кинофильм «Забавная мордашка» режиссёра Стенли Донена с Одри Хепберн в главной роли.

Субкультура битников способствовала созданию новых форм социальных взаимоотношений между людьми, основанные на отличных от традиционных европейских и американских ценностей, образе жизни, качествах личности, статусах, нормах поведения. Субкультура дала мощный толчок последующим молодежным и протестным движениям, стала источником социокультурных изменений в США и основой для нового типа мировоззрения.


 

Лит.: Алещенко, В. В. (2009) Культура битников: в контексте современного издательского процесса // Сборник: Медийные стратегии современного мира Материалы III Международной научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во Кубанский государственный университет. С. 301–303.; Зверев, А. М. (2001) Битники // Энциклопедия для детей М. : Аванта+. С. 556–557; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Музалевская, Ю. Е., Савви, Ю. В. (2012) Философские аспекты возникновения молодежных субкультур битников, хиппи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. №6 (26). С. 228–231.; Школьская, А. О. (2014) Джек Керуак и культура битников // Общество, наука и инновации: сб. ст. Международной науч.-практ. конференции. Уфа : Аэтерна. С. 258–261.

 



В. А. Лапшин