Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Хиппи

 

Хиппи — (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep — «понимающий, знающий) 1) субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США среди молодежи как протест против протестанткой этики, империализма, патриархальных отношений в семье и обществе; 2) философия основанная на стремлении вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм, отрицающая насилие как способ решения конфликта и ценность материальных благ.

Как молодежная субкультура (контркультура) движение хиппи возникло в 60-е годы в США, являясь по сути протестом против современных ей ценностей американского общества: протестантской этики, патриархальных отношений в семье, империалистической внешней политики, превалирования материальных благ над духовными.

Основной предпосылкой возможности данного движения явился экономический рост США, накопление материальных ресурсов, позволяющих молодежи на достаточно обеспеченном уровне жить, не включаясь в процессы общественного производства. Кроме того, сама протестантская этика, способствующая вначале росту капиталистического производства, в этот момент начала скорее мешать, сокращая рынки реализации товаров и услуг (отказ носителя от роскоши), следовательно, нуждалась в корректировке. Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым"», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели также место быть спектакли «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Одним из самых ярких ритуалов хиппи был фестиваль «Радуга», который впервые состоялся в 1972 г. в штате Колорадо и который по сей день остается интернациональным духовным движением. С 1992 г. он ежегодно проводится и в России, в максимально удаленном от цивилизации месте, каждый год в новом. Но на русской «Радуге» сейчас трудно найти людей, однозначно идентифицирующих себя с хиппи, там собираются те, кто «устал от Вавилона» — мира социума, обязанностей, принуждения и наказания. Идея единения с природой и людьми, призыв к любви и доброте, формы проявления этих чувств и соответствующий образ жизни почти без изменений перенесены на русскую почву. На фестивале есть только три категорических запрета: на алкоголь, тяжелые наркотики и коммерческую деятельность (Чибисова, 2010).

Основы ценностных ориентаций субкультуры хиппи заключаются в следующих постулатах:

— достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;

—поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность;

— красота и свобода тождественны друг другу, и реализация того и другого — чисто духовная проблема;

— все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;

— духовная община — идеальная форма общежития;

— все, думающие иначе, заблуждаются (Кэйвен, Электронный ресурс).

Отказываясь от потребительского образа жизни, они хотели вернуться в лоно природы, считавшейся почти божеством (мать-земля). Наследуя коренных американцев (индейцев), хиппи переняли у них не только любовь к природе, но и духовные практики (шаманизм, спиритизм), которые позже переросли в смешение религий, таких как буддизм, индуизм, христианство и другие. Также распространение получили духовные практики, основанные на использовании наркотических веществ (марихуана, ЛСД). Выражая свой протест против общества, власти и законов, некоторые хиппи организовывали коммуны, в которых они жили вместе и занимались хозяйством. Известная коммуна «Христиания» существует и сегодня. Принцип коммуны в том, что здесь не было личной собственности. Именно в коммунах ярко выражается принцип, который поддерживали хиппи — «свободная любовь». Любовь без нравственности и стыда. «Свободная любовь», где нет ни пола, ни возраста, ни брака, есть лишь желание (Израелян, 2009).

Отличительными чертами субкультуры также являлись:

— вегетарианство;

— рок-н-ролл, который позже дополнился психоделической музыкой;

—специфическая одежда, исключающая использование материалов животного происхождения, являющая собой отказ от традиционной для того времени американской моде строгих цветов и костюмов. Предпочтение отдавалось затертым (иногда намеренно) джинсам, украшенным красками, бисером и т.д. Стиль джинсов был, в основном, клеш от колена. Футболки, балахоны, часто ярких кричащих цветов, покрытые росписями;

— браслеты («фенечки») разных цветов и разных узоров, обозначающие разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. (Израелян, 2009).

Основные лозунги:

«Make love, not war» («Занимайтесь любовью, а не войной!».);

«Off The Pig!» («Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны);

«Give Peace A Chance» («Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона);

«Hell No, We Won’t Go!» («Ни черта мы не уйдём!»);

«All You Need Is Love!» («Всё, что тебе нужно, — это любовь!») (название песни The Beatles).

Пик расцвета субкультуры хиппи пришелся на 60-70 годы ХХ века, коснувшись не только США, но и ряда европейских стран и СССР. Однако на современном этапе данная субкультура уже не является массовой, а большинство представителей не относятся к молодежи. На данный момент в США существует несколько коммун хиппи, сохраняются фестивали и съезды. В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).

Творческое объединение «Антилир» (Москва).

Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).

«Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «Радуга».

Символика и культура хиппи послужили основой для многих других молодёжных субкультур, нашли свое отражение в кинематографе (Форрест Гамп, Большой Лебовски и т.д.) и мультипликации (например, Южный парк) (Бэккер, 2012).

Субкультура хиппи породила новые формы социальных взаимоотношений между людьми, основанные на отличных от традиционных европейских и американских ценностей образе жизни, качествах личности, статусах, нормах поведения. Субкультура дала мощный толчок последующим молодежным и протестным движениям, стала источником социокультурных изменений в США и основой для нового типа мировоззрения.

Лит.: Бэккер, М. (2012) «Ненавижу хиппи»: «южный парк» и политика поколения Х // Философско-литературный журнал Логос. № 2 (86). С. 234-259.; Израелян, Е.В. (2009) Субкультура хиппи: история и современность // Социогуманитарный вестник. № 1 (3). С. 78-80.; Кэйвен, Ш. Коммуна Хиппи в Хейте. [Электронный ресурс] Электронный портал Хиппи URL:https://www.hippy.ru/f35.htm ;Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Музалевская, Ю.Е., Савви, Ю.В. (2012) Философские аспекты возникновения молодежных субкультур битников, хиппи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. № 6 (26). С. 228-231.; Чибисова О.В. (2010) От хиппи до хипстеров: эволюция контркультуры // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2. С. 225-228.


В. А. Лапшин