Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Фурри

 

Фурри (от англ. Furry — покрытый мехом) — 1) современная субкультура, объединяющая людей (преимущественно молодежь), увлеченных произведениями и (или) жизнью в стиле фурри. Включающая в себя поклонников анимационных фильмов и (или) рассказов с участием антропоморфных животных, художников, предпочитающих рисовать антропоморфных животных (фурри-арт), териантропов  (людей, отождествляющих себя с антропоморфными животными). 2) жанр антропоморфного (териантропного) искусства, создающего воображаемые жизненные формы, сочетающие черты животного и человека (например, анимация, фурри-арт, фурри-литература).

ФурриВозникновение движения исследователи обычно относят к началу 1980-х, когда в различных фэнтази-сообществах и малотиражных изданиях комиксов появляется термин «фурри-фэндом» (англ. furry fandom). С развитием же Интернета в 1990-х годах формируются сайты, объединяющие представителей данной субкультуры  (например, Furnation, FurryMUCK и Second Life). С этого же момента начинаются фурри-конвенты Anthrocon и Further Confusion (с 1996 г.), Midwest Fur Fest (2000 г.), Further Confusion (2002 г.).

В России субкультура фурри начинает активно распространяться в 2000-х годах, основой объединения также являются интернет-сообщества (например, FurNation.ru, www.yiff.ru, RuData.ru, Wikifur, Furrykingdom.ru, группы в социальных сетях и т. д.).

Основной тематикой данных сайтов является фурри-арт. Исследователями отмечается, что фурри-персонажи представлены в основном хищными млекопитающими (примерно 52% кошачьих, 39% псовых и 9% прочих хищников). Встречаются также копытные (до 6%) и другие млекопитающие (носорог, слон, еж, заяц, панголин, мышь и пр.), птицы; относительно редко появляются пресмыкающиеся и земноводные (в совокупности до 20%). Кошачьи персонажи представлены львами, реже тиграми, гепардами, леопардами, ягуарами, пантерами, котами и рысями. Собачьи персонажи — это преимущественно лисы и волки. Социолог А. А. Чубур высказывает мнение, что преобладание хищников в фурри-арте, вероятно, связано с подсознательным поиском воображаемого покровителя у древних народов (тотемизм) вплоть до самоидентификации с ним — попытка стать могущественнее через создаваемый на бумаге или в мыслях образ. Механизм рождения образов зооантропоморфов у современного представителя субкультуры «фурри» мало отличается от механизма рождения образов в мозгу палеолитического художника (Чубур, 2007). А. А. Чубур делает предположение, что в основе субкультуры фурри лежит архетипическое мышление. Всплеск интереса к зооантропоморфам он рассматривает как защитную реакцию обращения к мифологическому мышлению, для преодоления современных социальных проблем (рост отчужденности, кризис морали, религии, экологии и т. п.) (Чубур, 2009).Фурри

Как отмечает исследователь О. С. Лисицына, путь к совершенству, с точки зрения фурри, заключается в соединении лучших качеств человека и зверя на уровне тела и души. На этой основе фурри строят все свое мировоззрение и стремятся воплотить это совершенство в себе (Лисицына, Электронный ресурс). Творчество является для фурри способом удовлетворения их духовного поиска, выражаясь в рисунках, рассказах, песнях, стихах и т. д. Также фурри шьют костюмы своих антропоморфных животных. Такие костюмы называются фурсьюты, а их изготовление — фурсьютинг (за пределами России фурсьюты фурри часто используют в повседневной жизни).

Большинство фурри никак не выделяются из толпы. Но есть представители, которые и внешне стараются быть похожими на животных, для этого они используют четыре основных способа выглядеть иначе:

— прическа (если обесцветить кончики волос, в образе появляется что-то лисье);

— грим: выделяют основные детали (например, рисуют нос) или делают полную раскраску;

— дополнительные детали одежды: хвост, уши и лапы. Хвост вешается, как правило, на ремень. Для особо желающих реализма — любое клеящее крепление (скотч) и дырка в штанах.

— фурсьют (полный костюм) (Лисицына, Электронный ресурс).

Субкультура фурри распространена преимущественно в молодежной среде, она часто может выступать формой социальной адаптации, при нарушенном процессе социализации, результатом чего является попытка социализироваться в закрытых сообществах, чувство собственной исключительности, уход от реальности, подменяемой новыми социальными практиками. По мнению исследователей, участие в субкультуре фурри также может быть модификацией тотемизма, олицетворения себя с образом животного с целью заимствования определенного набора психологических, социальных или физических качеств. Для большинства же молодых людей это, скорее, возможность воплощения своего творческого потенциала в рисунках, рассказах, моделировании костюмов и макияжа, музыки в стиле фурри.

 

Лит.: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Чубур, А. А. (2007) К вопросу о феномене субкультуры фурри // Folk-art-net: новые горизонты творчества. От традиции к виртуальности. М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, С. 105–116; Чубур, А. А. (2009) Субкультура фурри: краткая характеристика и корни явления // VIII Конгресс этнографов и антропологов России. Оренбург. С. 277–278.; Лисицына, О. С. Молодежные субкультуры: фурри (усы, лапы, хвост) [Электронный ресурс] Электронный портал «Публичная библиотека Новоуральского городского округа» URL: http://www.publiclibrary.ru/readers/25kadr/mol-subculture-furry.htm

 

В. А. Лапшин