Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Готы

 

Готы (от англ. gothic в значении варварский, грубый) — 1) субкультура, объединяющая молодых людей, которые исповедуют стиль жизни, связанный с отрицанием конформизма по отношению к обществу и стандартов внешнего вида, приветствующая в поведении меланхолию, повышенную ранимость, мизантропию, эстетство, мистицизм, восприятие смерти как фетиша («танатофилия»). Основой идентичности здесь также выступает стиль одежды, макияж, прическа, атрибутика, связанные с черным цветом, мистицизмом, викторианской эстетикой; 2) представители готической музыкальной субкультуры, зародившейся в конце 1970-х годов на волне пост-панка. Отличительными чертами субкультуры является пристрастие к готик-року, дэт-року, готик-металу и дарквэйву, мрачный имидж (черный цвет волос, ирокезы, кожаная одежда и атрибутика и т. д.), интерес к мистической символике, декадансу, хоррор-литературе и фильмам.

ГотыПоявление субкультуры готов принято относить к концу 1970-х - началу 1980-х годов, когда в Великобритании на волне пост-панка появляется новое молодежное движение, впоследствии получившее название готы (изначально поклонники нового стиля в музыке). Согласно одной из распространенных версий, термин «готический рок» ввел в 1978 г. ведущий ВВС, охарактеризовав им группу «Joy Division», стремившуюся к более рафинированному, пространственному звучанию, в репертуаре которой появились «песни-видения». А также это определение применил журналист издания «New Musical Express» при описании теперь уже хрестоматийного сингла группы «Bauhaus» «Bela Lugosi’s Dead».

По мнению исследователя и педагога Е. П. Шевченко, лучшими примерами групп, исполнявших gothic rock, могут служить «Bauhaus», «The Cure», «Siouxsie & the Banshees», «The Sisters of Mercy», «The Mission». Готическая музыка противостоит конформизму и консерватизму, имеет четкую направленность против сексуальных ограничений и традиционных религий. В текстах песен часто говорится о мрачной, темной, призрачной стороне жизни, особое очарование приобретает тема смерти. Медленный темп музыки еще более подчеркивает меланхолическое, печальное настроение большинства произведений. Как отмечает исследователь, в городах с развитой готической культурой возникают клубы, пабы, регулярные концерты готических групп, условленные места сбора (часто в заброшенных зданиях, на кладбищах). Важную роль в становлении нового музыкального стиля сыграл английский клуб «Batcave», открывшийся в 1982 г., где выступали почти все родоначальники gothic rock (Шевченко, 2012). Наиболее активно готическая сцена развивается в таких странах, как Англия, Германия и США. Исследователи отмечают изменения, которые со временем происходят в музыке: формируются новые готические стили — darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и др., соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по «видам» — появляются различные типы готов: androgyn goth, cybergoth, darkwave, glittergoth, fairygoth, gypsygoth, hippiegoth, fetishgoth, western goth, tribal goth, vampire goth. Каждое из направлений выделяется своим набором аксессуаров, использованием или отказом от татуировок, макияжа и т. д. Это разнообразие поддерживается тем, что к середине 1990-х годов мировая готическая субкультура создала сильную и развитую инфраструктуру — готические журналы, радио, символику, клубы, магазины и т. д. Также сильный толчок развитию готической культуры дали фильмы «The Hunger», «Nadja», «The Addiction», «Interview with a Vampire», и многие вампирские романы — Брэма Стокера, Анны Райс и др.Готы

Исследователями также отмечается, что имидж готов возник путем трансформации в 1980-е годы внешнего вида панков (постпанк). Например, прически в стиле ирокез, характерные для субкультуры панков, приобрели черный цвет и зачесывались на одну сторону. В одежде тоже стал доминировать черный цвет.

Как отмечает на основе изучения готических групп в социальной сети «ВКонтакте» социолог Т. С. Абдуллина, основным контентом там являются фотографии, рисунки и прочие атрибуты готики, содержащие такие основные элементы, как: египетский крест «анкх», кулоны, подвески, серьги с изображением летучей мыши, кресты (простые и перевернутые), черепа, пентаграммы, пирсинг, ошейники, браслеты, пояса с колючками, шипами, клепками, многочисленными серебряными кольцами всевозможных мистических форм. Макияж и прическа становятся все более мастерскими и могут создавать образы, достойные фильмов ужасов: люди с наполовину сгнившей или ободранной кожей, со множеством порезов, шрамов, с кровью, синяками. Цвет волос варьируется от естественных цветов романтического стиля до нереальных светящихся кислотных кибершевелюр, дополненных татуировками на черепе. Черный или красный лак на ногтях, губная помада черного цвета, густая черная обводка глаз (у обоих полов), белый грим на лице и различное экспериментирование с макияжем. Макияж поддержан особо продуманным костюмом чаще черного цвета, бордо, красного, темно-синего, темно-фиолетового цвета из разных материалов — кожи, латекса, бархата, драпа и т.д. Длинные плащи, корсеты, накидки — одежда в викторианском и романтическом стилях (жабо, кружева), высокие ботинки на высокой платформе, обилие фурнитуры в виде шипов и клепок по всей одежде, использование в одежде смешения цветов, стилей, тканей, черных колготок (часто с дырками) (Абдуллина, 2015).

В целом «готический имидж» достаточно разнообразен, например, из стиля одежды можно выделить наиболее часто встречающиеся в большинстве подвидов субкультуры:

— женская: корсеты, кружевные платья (часто созданные по мотивам платьев Викторианской Эпохи, Эпохи Ренессанса, и т. д.), плащи, кофты с воланами, длинные кружевные юбки. Самые часто используемые материалы — бархат, парча, шелк, кружева;

— мужская: камзолы, белые кружевные рубашки (с жабо и оборками на рукавах), панталоны, плащи, штаны (часто — кожа или винил). Самые часто используемые материалы — бархат, парча, шелк, кружева.

Обувь: остроносые ботинки или сапоги;

Украшения: в основном из серебра (часто являющиеся копиями оригинальных средневековых украшений) диадемы, кольца, ожерелья. Изделия из серебра и полудрагоценных черных камней, иногда изделия из жемчуга, украшения с магическими символами.

Прическа:

— женская: волосы или собранные в хвост или хитро уложенные (в викторианском стиле, эпохи ренессанса), естественных цветов;

— мужская: длинные волосы или распущенные или собранные в хвост, естественных цветов (черный, белый), иногда выбритые виски и волосы зачесаны на одну сторону.

Аксессуары: перчатки, веера, маленькие дамские сумочки, шипованные ошейники.

Грим: черные губы, подведенные глаза, черные ногти (в некоторых направлениях субкультуры отсутствует).

Исследователи выделяют в качестве гендерных особенностей доминирующую роль женщин в готической субкультуре, что позволяет им самоутверждаться и ощущать себя привлекательными, что не всегда доступно им в повседневной жизни. Кроме того, для готов характерно спокойное отношение к женской гомо- и бисексуальности, а также к активной роли девушек в сексуальных отношениях (в первую очередь к проявлению инициативы при выборе партнера); таким образом, субкультурные нормы позволяют женщинам свободно реализовывать свои сексуальные стремления, табуированные или ограниченные доминирующей культурой (Williams, Электронный ресурс).

Будучи субкультурой протеста против социальной стандартизации, субкультура готов носит сама в себе источник своего разделения и размытия своих норм, так как среди готов присутствует болезненный и навязчивый страх оказаться унифицированным: нежелание сливаться с толпой, даже если это толпа себе подобных. Несмотря на иногда возникающее внешнее сходство, отмечается неприязнь между классическими готами и представителями субкультуры вампиров, что нашло, в частности, отражение в «Ungroundable» — эпизод 1214 (№ 181) сериала «South Park».

ГотыГотическая субкультура, сформировавшаяся изначально, как субкультура молодежи, объединяет сейчас в себе людей от 14 до 45 лет, что тоже является причиной ее неоднородности и дробления на подсубкультуры. Эстетика готов базируется на околосатанистской, панковской, ролевой и оккультной атрибутике, при этом мистицизм и оккультизм, как правило, носят лишь внешний характер, отражаются в сленге, одежде и атрибутике, а не мировоззрении. Как правило, даже превращение смерти в культ, прогулки по кладбищам и оккультные мистерии носят прежде всего игровой характер, целью является подчеркивание собственной индивидуальности, возвышенности над бытом и потребительством, и не связаны с реальными мистическими и религиозными учениям или целями.

Как отмечает социолог Т. С. Абдуллина, принцип совершенствования, развития, стремления ввысь, характерный для исторической готики с XIII в., остается актуальным и для готической субкультуры XXI в. Одним из главных элементов готической субкультуры является стремление к знаниям и совершенствование во владении информацией о философии, истории, музыки и других сфер, касающихся субкультуры. Готическая культура, как и в средние века, сегодня удовлетворяет духовные потребности человека в первую очередь, наполняя жизнь символами, ритуалами и, конечно, смыслом (Абдуллина, 2015). Субкультура готов хоть и носит протестный характер, прежде всего интровертна, ориентирована на внутренний эстетизм, внешнюю эклектику мистики, викторианского и готического стилей, не ориентирована на шумные акции.

Социологический анализ субкультуры «готов» на российском материале провела в своей кандидатской диссертации Т. В. Латышева (Латышева, 2010).


Лит.: Ladouceur, L. (2011) Encyclopedia Gothica. ECW Press. 313 p.; Williams, P. E. The Principles of Goth Orchestration — An Interview with Nosferatu [Электронный ресурс] Библиотека сайта Terrorizer.com URL:http://www.terrorizer.com/dominion/dominionfeatures/the-principles-of-goth-orchestration-an-interview-with-nosferatu/; Абдуллина, Т. С. (2015) Историческая готика и современная субкультура готов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. Вып. № 1. С. 121–125; Латышева, Т. В. (2010) Молодежные субкультуры: основания типологизации: автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 31 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. Кн. 1. М. : ИС РАН. 159 с. С. 40–54; ; Нodkinson, Р. (2003) «Net.Goth»: Internet Communications and (Sub)Cultural Boundaries // Post-subcultures Reader. Berg.: P. 285-298.; Шевченко, Е. П. (2012) Готическая субкультура через призму готов Саратова // Современные исследования социальных проблем. Вып. 4. С. 50–63.

В. А. Лапшин