Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Вампиры

 

Вампиры — 1) субкультура, объединяющая молодых людей — поклонников «вампирского» жанра в кино, литературе, искусстве, имеющих свою атрибутику, создающую псевдовампирский внешний облик, участвующих в клубах и сообществах, посвященных данной тематике, а также ролевых играх; 2) современная субкультура, состоящая из людей, считающих себя вампирами и практикующих вампиризм в той или иной форме или же просто поддерживающих соответствующий имидж.

ВампирыСообщества приверженцев «вампирского стиля жизни» распространились в Великобритании в 1980-е гг. и достигли пика своего развития в 1990-х гг. В основу вампирской субкультуры легли книги вампирской тематики Энн Райс, Поппи Брайт, Шарлин Харрис, а также современные кино- и литературные произведения.

Исследователи разграничивают два направления внутри субкультуры — приверженцев «вампирского стиля» и «реальных вампиров». В первом случае речь идет о молодежи, состоящей из любителей вампирской тематики в литературе, искусстве. В этом аспекте субкультура вампиров, по сути, сходна с движениями ролевиков и реконструкторов. Основой является имитация внешнего облика литературных и кино- персонажей. Во втором случае «реальные вампиры» делают вид или действительно считают, что являются вампирами и нуждаются в человеческой крови или «чужой энергии» (энергетический вампиризм) для поддержания нормального самочувствия. Отношения между этими двумя течениями весьма напряженные — «стилевые» вампиры считают «реальных» психически неуравновешенными личностями, а те, в свою очередь, презрительно отзываются о приверженцах «вампирского стиля» как о «позерах». «Реальные» вампиры часто считают дурным тоном проявлять интерес к увлечениям «стилевых» — например, литературе или ролевым сеттингам; тем не менее, эти произведения оказали заметное влияние на их собственное сообщество (Laity, 2010).

Направление любителей «вампирского стиля», как правило, взаимодействует в рамках клубов и сообществ по интересам — «ковены», «гильдии», «убежища» — со своими особыми правилами поведения, дресс-кодами и сленгом (Guiley, 2008).Вампиры

«Реальные» вампиры могут использовать разного рода практики, связанные с кровью, часто отдаваемой добровольно. Принимается кровь небольшими порциями, надрезая или прокалывая кожу своих «доноров». «Реальные» вампиры соблюдают определенные этические кодексы, регулирующие их взаимоотношения с «обычными» людьми; самый известный свод правил «Черная вуаль» разработан в 1997 г. (Ladouceur, 2011). «Реальные» вампиры объясняют свою тягу крови врожденной, считают ее генетически предрасположенностью, заявляют о своей повышенной чувствительности к свету, чесноку, наличии у себя паранормальных способностей (гипноз, ясновидение и т. п.), часто атрибутом служат удлиненные клыки (накладные или в результате операции).

Субкультура вампиризма у молодежи часто может выступать формой социальной адаптации при нарушенном процессе социализации, результатом чего является попытка социализироваться в закрытых сообществах, чувство собственной исключительности, уход от реальности, подменяемой новыми социальными практиками. Для большинства же молодых людей это, скорее, возможность воплощения своего творческого начала в «вампирском» стиле, обыгрывание ролей любимых литературных и киноперсонажей, участие в референтной группе сверстников.

 

Лит.: Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Российская академия наук. 159 с.; Laity, K. A. (2010) Vampire lifestyle // S. T. Joshi. Encyclopedia of the Vampire: The Living Dead in Myth, Legend, and Popular Culture.  ABC-CLIO.  P. 348–351; Ladouceur, L. (2011) Modern Vampires // Encyclopedia Gothica.  ECW Press, P. 181–182; Guiley, R. (2008) Vampires.  Infobase Publishing. 126 p.


В. А. Лапшин