Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Анимешники

 

Анимешники — 1) субкультура, преимущественно распространенная среди подростков и молодежи — поклонников японской анимации и японских комиксов манга (mange); 2) часть молодежной культуры, отличающаяся увлеченностью ее представителей определенными образами персонажей предпочитаемых медиатекстов, стремлением изображать персонажей аниме в той или иной форме: рисунок, фанфик (рассказ по мотивам того или иного произведения, написанный его поклонниками), постановка. Возможно также копирование и использование в повседневной жизни характерных движений или реплик персонажей; 3) набор социальных практик молодежи, связанный с обращением к формам поведения, стилям одежды, музыкальным стилям, заимствованным из японской анимации и японских комиксов манга.

АнимешникиСубкультура аниме, по мнению исследователей и участников, является неоднородной и находящейся в процессе формирования. Условно движение аниме можно разделить по нескольким основаниям, например, сами участники субкультуры выделяют 3 условные группы анимешников в зависимости от степени увлеченности:

1) новичок — увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся — увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме - мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремится расширить эти знания); «японист» (особая группа среди интересующихся) —  человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересоваться историей Японии, языком вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в японской культуре, а не в аниме.

3) отаку — человек, который увлекается чем-либо. За пределами Японии, в том числе и в России, это понятие обычно употребляется по отношению к фанатам аниме и манги, однако они имеют специфические черты, отличающие их от других групп.

В качестве специфических черт отаку выделяют:

— наличие обширной коллекции аниме и манги, музыки, клипов или игр;

— отслеживание за выходом новинок и их приобретение;

— чтение специальных изданий об аниме;

— коллекционирование фигурок любимых аниме персонажей;

— участие в аниме-фестивалях, косплее и других мероприятиях;

— занятие каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи и т. п);

— наличие обширных знаний в области истории развития аниме;

— интерес к истории и культуре Японии.

По мнению исследователя-культуролога А. Денисовой, анимешники, в частности отаку, в своей речи часто использует заимствованные из японского языка слова и понятия. Данная субкультура создает свой специфический юмор, основанный на знании содержания манг и аниме-сериалов. Дома личное пространства представителя данной субкультуры наполнено плакатами, СD и DVD с аниме и играми, томиками с мангой, моделями роботов, фигурками персонажей, ковриками и прочими предметы обихода с изображениями любимых героев. Важной частью субкультуры является просмотр аниме-сериалов, участие в аниме-фестивалях, соответствующих группах и сообществах (Денисова, 2009).Анимешники

В основе данной субкультуры лежит и творческое начало: ее возникновение спонтанно и обусловлено самодеятельностью отдельных ее элементов, например, появление одиночных косплееров, т. е. актеров-любителей, изображающих на сцене или во время фотосессии персонажей аниме, компьютерных игр, фильмов и др., и косбэндов, т. е. любительских театральных трупп, организованных косплеерами; а также организаций, занимающихся проведением различных мероприятий по данной тематике — аниме-фестивалей, квестов и др. (Хасьянов; Зайцев, 2014).

Субкультура аниме основывается на творческой самореализации молодежи и широком круге  интересов, которые косвенно связаны с субкультурными особенностями, среди которых можно назвать чтение книг, занятия спортом, походы в театры и кино, саморазвитие и творчество, последнее находит реализацию в организации, проведении мероприятий разной тематической направленности или участии в них. Данная субкультура не носит строгих рамок и системного характера, ее участники неоднородны по своим интересам, возрасту (хотя большинство безусловно относится к молодежи), уровню образования или другим критериям, и объединяется прежде всего любовью и подражанием японской анимации и японских комиксов манга.

 

Лит.: Денисова, А. (2009) Семантика субкультуры «аниме» [Электронный ресурс] // Аналитика культурологии Вып. № 2 (14). URL: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/394-article_22-6.html (дата обращения 30.11.2015); Иванов, Б. А. (2001) Введение в японскую анимацию. / 2-е изд.  М. : Фонд развития кинематографии; РОФ «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры». 396 с.; Луков, В. А., Погорский, Э. К., Тихомиров, Д. А. (2011) Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений // Знание. Понимание. № 4. С. 231–236;  Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.; Новак, М. В. Игнатов, М. А. (2014) Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, Вып. № 9 (180). Т. 28. С. 144–152.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Хасьянов, В. Б., Зайцев, А. С. (2014) Субкультура аниме как культурно-информационный феномен (на примере деятельности молодежных объединений Иркутской области) // Научный диалог. Вып. № 11 (35). С. 75–88.

 


 

 

В. А. Лапшин