Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Ролевики

 

Ролевики — 1) неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов; 2) молодежная субкультура, основанная на участии в постановках и реконструкции сюжетов книжных произведений, игр, связанная с определенной одеждой, атрибутикой, музыкой и мероприятиями.

Под ролевыми играми понимается совокупность действий обучающего или развлекательного назначения, участники которых в своем поведении ориентируются на ролевые функции, характер, внешний вид и т. д. выбранных ими персонажей определенных книг, кино, комиксов, компьютерных игр и др. Такие действия регулируются определенными правилами, при этом игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры (Каплуненко, 2013).

РолевикиНа Западе ролевое движение началось с настольных игр. Именно по этой причине полное название ролевых игр на английском — live-action role-playing games — содержит role-playing games, которое стало использоваться как термин в первую очередь в отношении «Dungeons & Dragons», а впоследствии и в отношении других настольных игр. Однако впоследствии масштабы игрового действия увеличились и перешли к полной имитации игровой ситуации с разработкой ролей, костюмов, постановкой сцен и т. д.

Ролевые игры в России появились из деятельности различных клубов, таких как клуб любителей фантастики (КЛФ), клуб самодеятельной песни (КСП), а также военно-исторические клубы (ВИКи). Как и на Западе, в России различают два основных вида РИ. Это настольные игры и игры живого действия, однако здесь они развиваются практически параллельно.Ролевики

В основе ролевой игры, как правило, лежит литературное произведение или игра. Так, наиболее распространенными в России являются «Хоббит» и «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена; «Ведьмак», «Гарри Поттер»; игры «WarHammer» и «WarCraft» (Кто такие Ролевики?, Электронный ресурс). Игры по произведениям К. С. Льюиса, А. Сапковского, Дж. Мартина, Г. Л. Олди, Е. Хаецкой и мн.др.); европейская мифология и эпос (игры по мотивам античных мифов, кельтской мифологии, финского эпоса «Калевала», сюжетам «артуровского цикла»); исторические события и периоды (чрезвычайно широкий хронологически-культурный спектр от первобытных времен до октябрьских событий 1917 г., от Японии эпохи Эдо до опричнины и Французской революции). Иногда сквозным сюжетом ежегодных игр становится историческая ретроспектива какой-нибудь страны или культуры. Так, например, в Санкт-Петербурге ежегодно проводятся игры «по Ирландии», воссоздающие историю этой страны (в том числе и мифологическую) начиная с «эпохи Древних королей» (IV–III в. до н. э.) и заканчивая бурными политическими событиями начала XX в.); культурно-географические локусы (игры «Карнавал в Венеции», «Тибет», «Чукотка», «Техас», «Вуду» и пр.); отечественная и мировая классика: игры по мотивам сюжетов Шекспира, Гофмана, Достоевского (игра «Братья Карамазовы»), Чехова, Кортасара и пр. появились сравнительно недавно – в начале 2000-х гг. и стали приметой нового витка развития ролевых игр; массовая и детская литература: игры по книгам Л. Кэролла, Т. Янссон, А. Конан Дойля, Б. Акунина и по мотивам «Гарри Поттера»; пастиш, т. е. смесь сюжетных фрагментов и героев из различных произведений (один из излюбленных сюжетообразующих приемов ролевых игр — так называемый «перекресток миров»: в рамках игры могут встречаться герои разных произведений одного автора, например,  Шекспира или Гофмана, герои произведений одного жанра (игра «Сказки Старой Англии») или герои разных литературных произведений, жанров, авторов и эпох, так например, в игре «Сказки Андерсена» в результате интриг Снежной королевы Дон Жуан был убит Дон Кихотом); фильмы, мультфильмы: игры «Бульварное чтиво» («тарантиновка») (фильм «Криминальное чтиво»), «Роза и чертополох» (фильм «Храброе сердце»), «Огнем и мечом» по одноименному фильму и др.; сюжеты песен (сравнительно новое явление, в мае 2006 г. под Москвой прошла игра по мотивам песен популярной группы «Мельница»); аниме и манга (сюжеты японской анимации и комиксов) (Ролевики как субкультура, Электронный источник).

РолевикиПо организационному принципу ролевые игры сегодня представлены следующими разновидностями: «маневры»; непосредственно сами ролевые игры; «конвенты», «квесты» (выполнение заданий, связанных с тематикой определенных литературных произведений); форумные ролевые игры в Интернете.

Также игры разделяются на:

— полевые игры, или «полигонки», — игры на природе театрализованного характера продолжительностью от одного до нескольких дней (к ним же относятся «маньячки» — игры, где сюжет ослаблен или отсутствует, а основной смысл заключается в игровом боевом взаимодействии);

— «кабинетки» (игры в домашних условиях) продолжительностью один-два дня, «павильонки» (аналог «кабинеток», отличающиеся большим масштабом и проводимые в служебном помещении – спортзале, офисе и др.).

В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма пеструю по своему социокультурному и возрастному составу. Основную массу ролевиков составляют студенты и учащиеся старших классов, много представителей технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, встречаются предприниматели средней руки, сотрудники коммерческих структур, а также неопределившаяся молодежь. Широк диапазон религиозно-политических взглядов участников движения: от неохристианства до неоязычества, от сохранившихся идеалов хиппи до панковского нигилизма, от либерально-демократических позиций до национал-неофашизма экстремистских групп.

Различается также мотивация участия в играх: для части молодежи участие в ролевых играх —  эквивалент жизни в обществе, способ как можно в меньшей степени быть зависимым от социума. Для большинства ролевые игры являются хобби (достаточно дорогостоящие: дальние поездки, костюмы, антураж), где привлекает, прежде всего, возможность пообщаться с определенным кругом людей, активно включиться в процесс игры, выехать в лес, побывать в незнакомом городе или в экстремальных условиях.

Ролевиков можно условно разделить на такие категории,  как: «файтеры» — предпочитающие собственно «боевые» действия; «манчкины» — нацеленные на результат игры и те, для кого процесс игры привлекателен сам по себе; путешественники — прежде всего форма досуга, а то и просто возможность выехать в лес и посидеть у костра (Ролевики как субкультура, Электронный источник).Ролевики

Для современного этапа развития ролевого движения характерно появление «мастерских» или «творческих» групп – объединений,  состоящих из небольшого количества людей, придумывающих и разрабатывающих концепции оригинальных игр, проводимых разово или регулярно, а также других мероприятий — фестивалей, турниров, театрализованных представлений и т. д. Наиболее известными в России являются такие объединения и мероприятия, как «Плавучий дом»  (Москва, игры «Песня огня и льда», «Черный отряд»), «Золотые леса» (Москва, Эльфийский лучный турнир), «Бастилия» (Санкт-Петербург, игры «Бульварное чтиво», «Алмазная колесница»), творческая группа Макдуфа (Санкт-Петербург, игры «Хазарский словарь», «Чапаев и Пустота», «Латимерия» и др.) и др.

Таким образом, субкультура ролевиков выступает в форме социальной практики ухода от меняющейся в условиях глобализации социальной реальности, а также инструментом для самореализации в альтернативной форме социума.

В рамках социологии молодежи разновидности ролевиков изучали Вал. А. Луков (Луков, 2000, 2002, 2012), С. И. Левикова (Левикова, 2004), Д. В. Громов (Молодежные субкультуры Москвы, 2009) и др.

 

Лит.: Кто такие Ролевики? / [Электронный ресурс] Энциклопедия ролевого движения.URL:http://rolewiki.org/%D0%9A%D1%82%D0%BE_%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8 (дата обращения: 12.11.2015); Куприянов, Б., Подобин, А. (2003) Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России (очерк четвертый) / [Электронный ресурс]. URL: http://www.altruism.ru/sengine. с§і/5/31/2 (дата обращения: 30.09.2015); Каплуненко, А. Е. (2013) Об адекватности термина «историческая реконструкция» в контексте неформального молодежного движения ролевиков // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета Вып. № 4 (25) Иркутск : Изд-во Евразийский лингвистический институт. С. 70–76; Левикова, С. И. (2004) Молодежная субкультура: учеб. пособие. М. : ФАИР-ПРЕСС. 608 с.; Луков, В. А. (2000) Молодежные субкультурные феномены в России // Социологический сборник. Вып. 7 / Ин-т молодежи; под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. С. 62–83; Луков, В. А. (2002) Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. № 10. С. 79–87;  Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.;  Молодежные субкультуры Москвы (2009): сб. науч. трудов / сост. Д. В. Громов ; отв. ред. М. Ю. Мартынов. М. : ИЭА РАН. 554 с.; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Ролевики как субкультура / [Электронный ресурс] сайт liveinternet URL:http://www.liveinternet.ru/users/2997853/post93170856/ (дата обращения: 18.11.2015).

 


В. А. Лапшин