Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Хипстеры

 

Хипстеры — 1) обеспеченная городская молодежь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой; 2) представители молодежной субкультуры от 15 до 35 лет, увлекающиеся артхаусной культурой, независимыми театральными постановками и авторским кино, оригинальной и непопулярной музыкой, гаджетами, фотографией, имеющие своеобразный стиль в одежде. Ключевые моменты бытия хипстеров — независимость, постоянное движение и обновление, непотребительский образ жизни; 3) субкультура молодежи,  ориентированная на идеалы постмодернизма, нонкомформизма, обладающая набором специфических ориентаций в одежде, музыке, отдающая предпочтение гуманитарным знаниям и профессиям перед техническим, активно использующая технические гаджеты и интернет-технологии, выступающая с позиции отстранения от жизни общества в сторону индивидуализма и гедонизма.

ХипстерыМестом зарождения хипстеризма как субкультуры считается Америка 1940-х гг. Отправной точкой для названия «хипстеры» стало английское словосочетание «to be hip» («быть в теме»), которое впервые стало использоваться среди поклонников джаза. Оно обозначало сформировавшуюся вокруг них продвинутую богемную тусовку, разбирающуюся в музыке и искусстве и первой узнающую обо всех новинках. Свое второе рождение хипстеризм получил в конце 1990-х гг. в среде молодежи среднего достатка и творческих профессий.

Хипстеризм — это субкультура со своей атрибутикой, стилем одежды, провозглашающая внешнюю и внутреннюю свободу и определенные правила. Хипстеры открыто выражают свою любовь к независимости в любых ее проявлениях, отказываются от слепого потребительства. Когда они делают покупки, исходят из того, что потраченные деньги должны помогать мелким торговцам и ремесленникам (Айелло, 2010).

Хипстеры отдают предпочтение независимому искусству, интеллектуальной литературе и философии. Они нередко хорошо образованы в области гуманитарных наук и изобразительного искусства и связывают свою дальнейшую деятельность с музыкой, модой или искусством. Образование помогает хипстерам иронично и с сарказмом относиться к окружающему миру.

Музыка играет большую роль в жизни хипстеров, но обязательно непопулярная и исполняемая неизвестными группами. Они первыми узнают о появлении новых групп, но как только группы становятся популярными, теряют к ним интерес. В этом, по самооценке, проявляется дух независимости —  протаптывать путь для других и быть в постоянном движении. У каждого хипстера с собой всегда есть креативный аксессуар: гаджеты марки Apple, скетчбук, фотоаппарат (пленочный или зеркальный), кассетный плэйер, записные книжки Молескин. Основной площадкой для обмена мыслями стал интернет, где у каждого хипстера есть аккаунты в социальных сетях, многие ведут блоги.

В среде хипстеров модно передвигаться на велосипедах, но на обычных односкоростных. Большая часть хипстеров — вегетарианцы или веганы, пропагандируют органическое питание, заботятся об экологии, поддерживают угнетенных и товары из стран третьего мира. Популярны худоба и андрогинность, которая выражается в отсутствии женственности у девушек и мужественности у парней.

ХипстерыВ виде основных атрибутов хипстерского внешнего вида, часто выделяют:

— в одежде превалирует унисекс;

— используется винтаж в сочетании с последними модными тенденциями;

— джинсы скинни, цветные леггинсы, разодранные до больших дыр колготки;

— очки в массивной цветной пластиковой оправе (например, Ray Ban Wayfarer), обычно без затемнения;

—бороды;

— классические стрижки, стрижки в стиле гитлерюгенд, использование лаков и воска для волос, бритые виски, нарочитая небрежность, волосы забранные в пучок;

— волосы красятся в зеленый, синий, розовый цвет;

— свитеры (свитшоты);

— растянутые и поношенные футболки;

— кеды или массивные каблуки и платформы, топ-сайдеры, лоферы;

— объемные шарфы;

— пестрая одежда;

— тату в виде треугольников;

— ломо-фотоаппарат и/или современный зеркальный фотоаппарат;

— продукция фирмы Apple (iPod, MacBook, iPad);

— предпочтение российским социальным сетям (Мой Мир, ВКонтакте) международных (Instagram, Facebook, Tumblr).

Мировоззрение данной субкультуры неоднозначно. Американский писатель и публицист Н. Мейлер отмечает: «В своих поисках героев поколения мы подошли к типу хипстера. Это enfant terrible, вывернутый наизнанку. В согласии с духом времени он старается отомстить конформистам исподтишка... С хипстером нельзя беседовать откровенно, потому что главное для него — это остаться в стороне от общества, которое, по его ощущению, стремится подчинить каждого своим меркам. …Он может щегольнуть широкополой шляпой или курткой до самых колен, но предпочитает существовать незаметно... Велик соблазн назвать хипстеров инфантильной молодежью, как сделали бы психологи, однако этот инфантилизм по своему духу есть знак времени. В хипстере нет ничего наполеоновского, он никому не навязывает своей воли, довольствуясь собственным магическим всевластием, от которого не удается освободиться, поскольку еще не пытались понять его природу... Являясь в своем поколении единственным бескомпромиссным нонконформистом, хипстер обладает неявной, но мощной притягательностью для приспособленцев, с жадностью читающих в газетах о его преступлениях, о его не признающей правил джазовой музыке, о его жаргоне, наполненном словами-символами, вызывающими сиюминутный отклик...» (Мейлер, 1992).Хипстеры

В целом исследователи субкультур молодежи отмечают, что хипстеры гордятся своей сложной душевной организацией, многослойным и богатым внутренним миром, понятным только избранным. Отмечается, что внешнее равнодушие к оценке их поведения и стиля одежды окружающими, является скорее показным, так как стиль представителя данной культуры как раз направлен на потребность его оценки окружающими (например, в соцсетях). Следование стилю также очень важно для хипстеров и они прилагают большие усилия для создания идеального образа («лука»). Система мировоззрения представителей данного течения строится на взглядах политического либерализма и философии постмодернизма, гедонизма и нонкомформизма. У хипстеризма как субкультуры нет идеологического базиса, четких целей и конкретных задач. Хипстеры ничего не пропагандируют и не несут идеи в массы. Они живут в свое удовольствие, не интересуются политическими новостями и глобальными проблемами.

Субкультура хипстеров — это, прежде всего, субкультура молодых индивидуалистов, ориентированных на элитарную культуру с элементами массово-потребительской культуры. Представители данной субкультуры предпочитают отход от участия в общественной жизни в пользу индивидуальных удовольствий, деятельности в сообществах, носящих оттенок элитарной культуры, активности в соцсетях. В целом, хипстеры ориентированы на гуманитарные и творческие профессии, не склонны к девиантному поведению, принадлежат к среднему или высшему слою общества.

 

Лит.: Айелло, Дж. (2010) Книга хипстера. Атлас-определитель / пер. с англ. А. Шаляпина. СПб. : Амфора. 303 с. Мейлер, Н. (1992) Белый негр: Беглые размышления о хипстере // Вопросы философии. № 9. С. 131–145; Новак, М. В., Игнатов, М. А. (2014) Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право. Вып. 9 (180). Т. 28. С. 144–152; Писарева, В. А. (1992) Агрессивно-конформистская субкультура молодежи России // Молодежь России на рубеже 1990-х годов. М. : Изд-во Рос. акад. наук. 159 с.; Чибисова, О. В. (2010) От хиппи до хипстеров: эволюция контркультур // Вестник ВГУ. № 2. С. 225–228.

 


В. А. Лапшин