Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Брейк-данс

 

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу» (см. Танцы), связанный с хип-хоп культурой. Для обозначения брейк-данса также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от  африканского слова boioing — танец, состоящей из прыжков). Возник в конце 1950-х гг. в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х гг. брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анжелесской пантомимы («верхний брейк», «boogie»), шедшей от  негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно «breaking»).

Брейк-дансПопулярность брейк-данс приобрел после того, как в 1969 г. певец Джеймс Браун сопроводил хит «Get on the Good Foot» исполнением на сцене новых танцевальный элементов. Это дало импульс для появления в начале 1970-х гг. молодежных групп, исполнявших танец «Good Foot» (от названия хита Дж. Брауна). Танец соединял воедино различные по происхождению элементы брейк-данса: «тикинг» (tiсking — «тиканье») — прерывистое танцевальное движение, когда тело фиксируется в разных положениях; «вэйвинг» (wave — «волна»), при котором тело движется волнообразно; «локинг» (locking — «торможение») — трансформация буги-фортелей и т. д. В брейк-дансе, исполняемом в дискотеках, утвердился стиль «робот», имевший своим источником лос-анжелесский буги. В целом брейк-данс стал результатом смешения элементов ряда танцевальных стилей, распространенных в молодежной среде крупных городов США (прежде всего Нью-Йорка и Лос-Анжелеса). Распространение нового танцевального стиля непосредственно было связано с активностью молодежных групп. Команды, танцевавшие брейк-данс, разделили территорию своих городов на зоны, и каждая команда танцевала на своем перекрестке. Конкуренция групп порождала усложнение брейк-данса как танца и его растущее значение как ценности в молодежной среде. В этой части брейк-данс стал компенсаторным средством агрессивности подростков («танцевальные битвы»: один из лидеров хип-хопа Afrika Bambaataa предложил уличным молодежным группам «разбираться не стволами, а танцами: кто станцевал хуже, тот проиграл»).

В 1980-е гг. в брейк-дансе усиливается инновация в области движения (увеличение в нем акробатических элементов и движений из восточных единоборств) — во многом под воздействием латинос. Би-бой  по кличке Крэйзи Легз ввел в брейк-данс вращательные элементы: windmill, headspin, turtle, backspins и др. Этот технически сложный танец привлек внимание СМИ. Появление фильма «Flashdance» (1983) с участием команды брейк-данс RSC, видеоклипов и фильмов с этой и другими командами брейк-данса имело решающее значение для превращения брейк-данса в мировою молодежную моду. Этим обстоятельством тут же воспользовался шоу-бизнес, и брейк-данс на несколько лет становится непременной частью телевизионных шоу-программ, рекламных роликов, клипов и т. д. С 1987 г. волна популярности брейк-данса в коммерческих проектах пошла на спад. Однако в молодежной среде брейк-данс продолжает занимать определенное место.Брейк-данс

В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х гг. В 1985 г. возникли первые команды брейк-данса «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк-данса (Таллин, 1985 г.; Москва, 1986 г.; Рига, 1987 г. и др.). Вновь интерес к брейк-дансу в молодежной среде распространяется в 1990-х гг. Появляются новые команды исполнителей, открываются первые танцевальные школы брейк-данса, этот танцевальный стиль демонстрируется по телевидению (особенно часто — по MTV). С 2001 г. Россия впервые официально участвует в международном чемпионате по брейк-дансу.

Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения. Отдельные стороны этого явления представлены в работах по молодежным субкультурам.

 

Лит.: История и развитие хип-хоп культуры (2004) / С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников (авт.-сост.) ; предисл. В. А. Лукова.  М. : Логос. 152 с.; Луков, В. А. (2005) Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 147–151% Луков, В. А. (2009) Хип-хоп культура // Наша молодежь. № 1. С. 55–56.

 

 


Вал. А. Луков