Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Молодежные субкультуры

Граффити

 

Граффити (ит. graffito — нацарапанный) — 1) любые надписи и рисунки на стенах зданий, заборах, в местах ожиданий (остановки транспорта, вокзалы и т. д.), общественных туалетах и других местах, где анонимность автора обеспечивается их общедоступностью и слабым контролем; 2) вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. Граффити преимущественно являются поведенческими актами определенной части молодежи и выражают такую важную сторону символизации в молодежной среде, как ее демонстративный характер.

ГраффитиГраффити в первом значении термина часто связаны с комплексом неполноценности, сексуальным напряжением, проявляющимися в юности, желанием испытать себя в экстремальной ситуации. Наряду с индивидуальной здесь может быть выявлена и коллективная реакция сообщества, которая выступает в форме «конденсационного символизма» (термин Э. Сепира) и необходима для снятия коллективного напряжения. граффитиможет в этом случае отражать субкультурную установку  на вандализм. Таковы надписи футбольных фанатов, поклонников тех или иных музыкальных ансамблей, исполнителей. Как правило, надписи и рисунки этого рода имеют прототипы, являются шаблонными (включая и оскорбительные рисунки и надписи в отношении команд и групп — конкурентов).

Анализ граффити политического характера позволил утверждать, что для их интерпретации не подходят трактовки через «ценность», «ориентации на определенные ценности», «нормы», «ожидания»: в таких граффити выражается стремление к упрощению политического процесса, а также реализуется функция цементирования группы (Бочарова, Щукин, 1996).

Граффити во втором смысле термина являются феноменами хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

История граффити начинается в середине 1960-х гг. в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb — бомбить, слово, на молодежном сленге означающее практику писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» от англ. write — писать). Внимание, которое было уделено в СМИ райтерам появившихся по всему городу надписей «CORNBREAD» и «COOL EARL», возможно, предопределило дальнейшее развитие этой контрультурной социальной практики в Нью-Йорке (особо важным для истории граффити считается 1970 г., когда 16-летний негр Demetrius стал метить стены нью-йоркского метро своей кличкой «Taki 183». Эта метка называлась «тэгом» и представляла собой типичное  прозвище би-боя (b-boy — исполнитель брейк-данса, обозначение принадлежности к хип-хоп культуре), состоящее из псевдонима и номера улицы, где проживает райтер. Первоначально «тэги» писались без специальных изобразительных средств и соответствующих инструментов и материалов. В хип-хоп литературе отмечается, что «Taki был маньяком: своим тэгом он изрисовал пол-Нью-Йорка, заслужив всенародную славу и бросив вызов остальным би-боям». Таким образом, изначально увлечение граффити формировалось не только в противопоставлении социальным нормам, общественной пристойности, но и как соревнование со «своими», где значимым было нарисовать свой «тэг» на более видном, на самом  неожиданном  месте. Развиваясь из культуры улиц, граффити менялись по манере исполнения и применяемой технике исполнения. Если первоначально основным инструментом райтеров были самодельные маркеры, а  оттенки придавались красками для обуви и штемпелей, то позже появились аэрозоли для окрашивания автомобилей, и «тэги» повсеместно стали цветными. Особенность художественного образа состояла в твердости руки, поскольку изображение не могла быть подправлено, и в подборе распылителей, нередко кравшихся из магазинов. Уже в начале 1970-х гг. такие социальные практики утеряли индивидуальный характер и граффити стали исполняться целыми молодежными бригадами. Идея би-боя Super Kool 223 надеть на пульверизатор распылитель от крема «Gilett» расширило художественные возможности райтеров (широкие ровные полосы), что позволило ему нарисовать первую большую цветную картину. Таким образом, граффити с 1972 г. стало развиваться как монументальное искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей. В итоге появились новые черты молодежной субкультурной активности: конкуренция групп, исполнявшей «тэги» в разной шрифтовой манере. «Тэги» противников нередко зачеркивались или зарисовывались своими. Соответственно, такие действия становились частью субкультур, ориентированных на экстрим.Граффити

К концу 1990-х гг. утвердились другие формы соревнования мастеров граффити (при арбитраже третьей стороны): конкурс двух групп, рисующих на своей части стены для выяснения, кто лучше; выделение кварталов, которые претендующая на первенство группа должна освоить за определенное время (учитывается количество надписей) и т. д.  Проигравший обычно расплачивается с победителем красками и материалами для работы.

Граффити нередко представляют собой своеобразные индустриальные пейзажи, в них появились персонажи (близкие по стилистике к комиксам). В 1975 г. би-бой Riff впервые разрисовал полный вагон в Нью-Йоркском метро, в 1976 г. райтерами был разрисован целый состав метро. Такого рода действия рассматривались как факты хулиганства, порчи муниципального имущества, что определило ужесточение санкций за самовольное нанесение надписей и рисунков в общественных местах. Это создало эффект бумеранга, и в 1981 г., когда репрессии против рейтеров достигли наивысшего накала, появилось наибольшее число новых граффитиПопытки властей остановить молодых экстремалов оказались непродуктивными, и в общественном сознании жителей крупных городов граффити утвердились как неизбежное зло. Во многих городах для создателей граффити были отведены специальные места для их творчества.

Стили и техники граффити быстро распространились в Европе, на других континентах. Появился «граффити-туризм» — поездки молодежи в другие города и страны с целью написать там свои имена. Стилистика граффити вместе с ее молодыми почитателями вошла в поп-культуру, преобразовала компьютерный дизайн (особенно  компьютерные игры), широко применяется в интернете, рекламе.

В СССР/России граффити начало осваиваться определенной частью молодежи с 1985 г., когда в стране появилась мода на брейк-данс (см.: Танцы). Это увлечение сохраняется, хотя столь массового характера, как в европейских странах, не имеет. граффити выступает как одна из основ определенных стилей жизни в некоторых из молодежных сообществ (прежде всего воспринявших импульсы от хип-хоп культуры).

Российских исследований граффити в рамках социологии молодежи очень мало, обычно они рассматриваются как субкультурные проявления, свойственные небольшой части молодежи.

 

Лит.: Coffield, F. (1991) Vandalism and Graffiti: The State of the Art.  London : Calouste Gulbenkian Foundation. 128 p.; Бочарова, О., Щукин, Я. (1996) Политические граффити Москвы // РЖ Социология. Сер. 11. № 1. С. 127–139; Чуриков, С. В. (1997) Граффити как материальное свидетельство молодежной субкультуры // Социологический сборник. Вып. 3 / Ин-т молодежи. М. С. 112–117; История и развитие хип-хоп культуры (2004) / С. Н. Возжаев, А. В. Максимов, Ю. К. Ярушников (авт.-сост.) ; предисл. В. А. Лукова. М. : Логос. 152 с.; Луков, В. А. (2005) Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 147–151.


Вал. А. Луков