Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Основные исследования молодежи

Социология молодежи в Иркутском государственном университете

 

 

 

Социология молодежи в Иркутском государственном университете – совокурность исследований молодежи, проводимых на базе научных подразделений и кафедр Иркутского государственного унивеорситета среди молодежи Восточной Сибтри и Иркутской области.

Появление Иркутской социологической школы относится к 1960-м годам, к периоду возрождения социологической науки и практики в СССР. В этот момент формируется устойчивый интерес исследователей к пониманию сущности социально-экономических проблем, организации труда и производства, в особенности в приложении к проблеме освоения  новых районов Восточной Сибири.

Становление социологической науки и практики в Иркутске происходило на базе двух вузов – Иркутского государственного университета, где в 1965 г. при кафедре научного коммунизма была создана первая в Восточной Сибири хоздоговорная лаборатория социологических исследований,  и Иркутского института народного хозяйства, где в 1971 г. сформирована социологическая лаборатория трудовых ресурсов. В то же время на крупных предприятиях, параллельно с вузовской наукой активно развиваются практико-ориентированные социологические лаборатории, в структурах управления создаются собственные социологические службы и подразделения.

Значимой частью иркутской социологической школы стало сформированное в конце 1970-х годов новое направление исследований, содержанием которых стало изучение актуальных проблем молодежи. Первыми в исследовательском фокусе социологов данного направления оказались  читательские интересы студенческой молодежи, и в 1978 г. в Иркутском государственном университете было создано новое подразделение научной библиотеки –  лаборатория социологических исследований.  Вскоре спектр исследуемых проблем был расширен, и лаборатория под руководством кандидата философских наук, доцента М. В. Лисаускене, уже в составе НИЧ ИГУ, приступила к осуществлению исследований в области социологии духовной жизни, социологии образования, социальных проблем молодежи (ныне М. В. Лисаускене – руководитель Восточно-Сибирского Института системных исследований и социологии, она является организатором развития социологии образования, культуры и молодежи в Восточной Сибири и Иркутской области. Стояла у истоков создания и была активным участником социологической программы Министерства образования СССР «Общественное мнение»).

Прежде всего, социологов интересовали те актуальные проблемы студенческой молодежи, которые способствовали уточнению потенциалов конфликтности и солидарности  студентов университета по отношению друг к другу и администрации. Также лаборатория сотрудничала с администрацией города Иркутска и городским студенческим советом в решении вопросов развития студенческого самоуправления (2004–2006 гг.).

В течение длительного времени лабораторией проводилось мониторинговое исследование «Абитуриент-студент-выпускник» в высших и средних специальных учебных заведениях Байкальского региона. Выводы исследования рисуют картину поколения, рожденного в годы перестройки, описывают произведенную молодыми людьми стремительную трансформацию и смену советских смысложизненных ориентиров. В качестве характерной черты молодежи Иркутской области и Республики Бурятия 2004–2008 гг. выделяется высокая коммуникабельность, стремление к неформальному общению и экстриму, при возрастающей значимости интеллигентности .

С 2008 г. лаборатория становится структурным подразделением Института социальных наук (директор – профессор, доктор философских наук, профессор В. А. Решетников), работая при кафедре социальной работы ИСН ИГУ (заведующий кафедрой, доцент, кандидат философских наук Е. В. Решетникова). В 2009–2013 гг. научными коллективами кафедры и лаборатории социальных технологий проведены региональные исследования молодежи в рамках подготовки государственного доклада «Молодежь Иркутской области»; были изучены неформальные молодежные общественные объединения Иркутской области, большое внимание уделялось исследованиям патриотизма молодежи, а также практическим аспектам трудоустройства молодых специалистов.

Актуальные для региона темы находили свое отражение в исследованиях молодежи, которые, в свою очередь, способствовали принятию решений в целях ликвидации проблем. Так, лабораторией проведен  анализ результатов социологического исследования на тему «Изучение общественного мнения по поводу информированности населения Иркутской области о реализации региональной целевой  программы «Комплексные меры профилактики злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами» на 2011–2013 гг. (опрос 2000 жителей Иркутской области). В 2013 г. проведено социологическое исследование по выявлению экстремистских настроений в молодежной среде. В 2014 г. проведено социально-психологическое исследование публикаций, теле- и радиопрограмм, провоцирующих разжигание национальной и религиозной вражды.

Интересными выглядят результаты исследования образовательного и лидерского потенциала студенчества сибирских вузов, проведенного в 2016–2017 гг. рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений, проводимой ФБГОУ ВО «ИГУ» с 2015 г. по настоящее время (N=1974). Одним из главных вопросов исследования стало выявление критериев и характерных качеств, которые предопределяют эффективность лидерства вообще и молодежного лидерства в частности. Здесь начинает превалировать мнение, что каждый из конкретных лидеров может основывать эф­фективность своей деятельности на собственном уникальном иерар­хически построенном сочетании своих возможностей. Выявлено, что одной из самых значимых детерминант эффективности лидера является его система ценностей. Основными качествами современного молодежного лидера признаны позитивная трудоспособность и стрессоустойчивость.

Анкетный опрос студентов и курсантов мужского пола и дополнительное исследование, проведенное по качественной методике «письма из будущего» (Лисаускене, 2008) показали значительное преобладание семейно-ценностных ориентаций у молодежи в военной среде.

Другое направление исследований молодежи представлено работами Е. А. Туринцевой, Е. В. Решетниковой, В. В. Поповой. Молодежь рассматривается в них с точки зрения биосоциологии  – нового научного направления, которое представляет собой, по определению Вал. А. Лукова,    формирующуюся научную концепцию междисциплинарного характера и практику исследования сложных по природе явлений современной общественной жизни, исходящих из неразрывной связи биологического и социального компонентов в жизни человека и человеческих сообществ (социальных общностей) (Луков, 2014). Наиболее привлекает вышеуказанных авторов биосоциальная характеристика молодежи, гендерная тематика, вопросы семейно-ценностных ориентаций и дезориентаций, гендерного конфликта. Так, в диссертации Е. А. Туринцевой затронут вопрос семейно-ценностных ориентаций военной и гражданской молодежи (Туринцева, 2011). К выявленным биосоциальным характеристикам молодежи в другом исследовании авторы относят следующие функции: адаптационная, модернизационная, здоровьесбережения, сексуальная, функция достижения самостоятельности (Туринцева, Решетникова, 2015). Исследование показывает расширение границ молодости за счет увеличения времени исполнения данных функций. Многолетние исследования гендерного конфликта, проводимые по единому инструментарию среди студентов ФГБОУ ВО «ИГУ», показали особенности формирования и развития напряженности во взаимоотношениях между полами в настоящее время, наметили пути его преодоления (Туринцева, Решетникова, Попова, 2016). Исследования молодежи с позиций биосоциологии имеют не только перспективы приращения знаний в области теоретического осмысления собственно молодежи и молодости как социального феномена, но и способствуют прорывным  открытиям в других разделах социологии.

Лит.: Гуринович, Л. А.  Социальная активность участников студенческих организаций вузов / Л. А. Гуринович, М. М. Цыганова  / материалы IX Всероссийской интернет-конференции «Культура и взрыв: социальные смыслы в эпоху перемен» [Электронный ресурс]. - URL: http://socio.my1.ru/forum/11-443-1 (режим доступа: 05 октября 2017 г.); Луков, Вал. А. (2014) Биосоциология как теоретическая концепция // Гуманитарные ориентиры научного познания / отв. ред. П. Д. Тищенко; Ин-т философии РАН. М. : Навигатор. 352 с.; Туринцева, Е. А.  (2011) Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дис. … канд. социол. наук. М.; Туринцева, Е. А., Решетникова, Е. В. (2015) Биосоциальные функции молодежи и их трансформация в условиях городского образа жизни в контексте социальной реабилитации // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 134–143; Туринцева, Е. А., Решетникова, Е. В. Попова, В. В. (2016) Гендерный конфликт глазами молодежи // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 134–143; Яковенко, М. И., Токарская, Н. М., Карпикова, И. С., Лисаускене, М. В., Козлов, Д. В. (2008) История развития и основные направления деятельности Иркутской социологической школы. Иркутская социологическая школа на рубеже XXI века : сб. науч. трудов. Иркутск : НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН. 188 с. С. 5–16.

 

Е. А. Туринцева, Е. В. Решетникова, Л. А. Гуринович