Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Основные исследования молодежи

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи (2015)

 

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи — монография, подготовленная авторским коллективом под руководством известного российского социолога Д. Л. Костантиновского, работающего в Институте социологии РАН (Новые смыслы.., 2015).

В книге представлено исследование образовательных стратегий молодежи, которое является современным этапом уникального социологического проекта, начатого более 50 лет назад В. Н. Шубкиным. Исследование социальных проблем молодежи, образования и выбора профессии осуществлялось В. Н. Шубкиным в Новосибирской области с 1963 г. («Проект 17–17») путем проведения систематических массовых обследований молодежи по единой методике на протяжении многих лет. В 1983 г. было осуществлено повторное исследование («Двадцать лет спустя») по той же методике на том же сопоставимом массиве выпускников (Шубкин В. Н., 1970, 1985). Исследование дала возможность изучить динамику социальных процессов, проблем трудоустройства и выбора профессии молодежью на длительном отрезке времени. Исследование было продолжено Отделом социологии образования Института социологии РАН в 1994 и 1998, затем в 2004 и 2013 гг. Оно продолжается по настоящее время. Исследование представляет собой серию взаимосвязанных исследовательских, на первом этапе полностью повторных социологических проектов, включающих как изучение ориентаций, так и действительных жизненных путей, как устремлений, так и реальных возможностей следующих одна за другой когорт выпускников средних школ. Программа исследования предусматривала изучение различных групп молодежи — городской и сельской, юношей и девушек, выходцев из семей, представляющих различные социально-профессиональные группы. По результатам исследования создан уникальный в мировой социологии банк сопоставимых эмпирических данных о динамике изучаемых процессов в течение 50 лет.

Авторы приводят наиболее существенные результаты как современного этапа исследования, так и предшествующих лет осуществления проекта, описывая особенности динамики социальной дифференциации при получении образования юношами и девушками разных поколений, обусловленными как происходящими глобальными переменами в социальной жизни страны, так и конкретными трансформациями в системе образования. Огромным достоинством книги является особое внимание вопросам реализации принципов, которыми руководствуются социологи. Авторы исследуют проблемы на теоретическом и эмпирическом уровнях, как в статике, так и в динамике, излагают решения ряда методических задач социологического измерения, построения выборки, использования математических методов, разработки моделей и программ проведения массовых обследований молодежи.

 

 

Лит.: Шубкин В. Н. (1970) Социологические опыты (Методологические вопросы социологических исследований). М. : Мысль; Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. (1985) Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства. М. : Мысль; Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015) / Д. Л. Костантиновский, М. А. Абрамова, Е.Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСП и М. 232 с.

 

А. И. Ковалева, Н. А. Перинская