Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Основные исследования молодежи

Социология образования и молодежи (2002)

 

«Социология образования и молодежи» — сборник трудов Михаила Николаевича Руткевича (1917–2009), опубликованный в  2002 г. издательством «Гардарики». В сборник вошли статьи, 1965–2002 гг., объединенные замыслом обобщить возможности и перспективы системного подхода к обществу, выявить основные тенденции в развитии социальной структуры и на этой основе осмыслить подходы к формированию социологии образования и молодежи.

Социология образования и молодежи (2002)Во введении к книге Руткевич подчеркивает: «Все названные проблемы внутренне тесно связаны. Жизненное самоопределение молодого поколения является необходимым моментом воспроизводства и развития социальной структуры общества. Развитие системы образования в ее связи с экономическим, социальным, политическим, духовным и т. д. развитием в современных условиях является важнейшим моментом развития общества в целом, как системы более высокого порядка, если угодно, мегасистемы. Все эти проблемы принадлежат общей социологической теории, но для своего осмысления и развития в изменяющихся общественных условиях требуют параллельного или даже опережающего развития частных (специальных) теорий (в рассматриваемом случае социологии образования и молодежи) и могут плодотворно разрабатываться при опоре на достаточно представительные эмпирические исследования» (Руткевич, 2002: 9). Концепция книги, таким образом, основывается на установлении системной связи проблематики, относящейся к социологии образования и социологии молодежи в аспекте исследования процессов воспроизводства и развития социальной структуры.

По Руткевичу, проблематика образования и молодежи принадлежит общей социологической теории. Хотя в социологии образования давно утвердилась идея об особой роли образовательной деятельности в воспроизводстве и развитии социальной структуры, но в общей социологии эта идея обычно свернута, представлена скорее иллюстративно, чем концептуально. Относительно молодежи это можно отметить с еще большим основанием. Руткевич делает прямую увязку социологии образования и социологии молодежи, что в названии книги вообще сходится в едином понятии (социология образования и молодежи).

В книге проясняется позиция автора по ряду теоретических понятий. Среди них «общественные потребности», «жизненные планы молодежи», «социально-профессиональная ориентация». Автор дает трактовки этих понятий, которые позволяют их хорошо операционализировать для целей эмпирических исследований. Руткевич выявляет их связь как противоречие: «Между потребностями общества, тем более в известной временной перспективе, сложившейся системой общего и специального образования и планами молодежи, их социально-профессиональной ориентацией не было и не могло быть полной согласованности даже в обществе с достаточно жесткой системой директивного планирования; в нынешних же условиях о ней и говорить не приходится. Поэтому в центре внимания автора находятся противоречия, которые складываются между этими тремя факторами» (там же: 12).

Эти положения, представленные во введении к книге, которое написано в 2001 г., организуют тексты, опубликованные в 1960–1970-е годы. Например, представление жизненных планов молодежи как связанных с сохранением своего (родительского) социального положения или изменения такового было обосновано в книге М. Н. Руткевича и Ф. Р. Филиппова «Социальные перемещения» (Руткевич, Филиппов, 1970). Руткевич подчеркивает: «Социальные и профессиональные ориентации, жизненные планы, отношение к учебе и учителям, нравственные предпочтения молодежи определяются в последнем счете состоянием общества» (Руткевич, 2002: 313). В свете этого тезиса он характеризует предпринятую в 1990-е годы реформу школы по ее социальным последствиям как в целом неблагоприятную для развития общества, прежде всего для нынешнего молодого поколения (там же: 329). В этом ключе крайне критично показывается кризис российской школы (там же: 391–430), автор настаивает на необходимости очень глубокой и длительной реформы образования, а не ее модернизации (там же: 466).

Книга Руткевича характеризуется в ряде работ по социологии молодежи (Зубок, Чупров, 2008; Луков, 2012: 383–387).

 

Лит.: Руткевич, М. Н. (2002) Социология образования и молодежи: Избранное (1965–2002). М. : Гардарики. 541 с.; Руткевич, М. Н., Филиппов, Ф. Р. (1970) Социальные перемещения. М. : Мысль. 256 с.; Зубок, Ю.А., Чупров, В.И. (2008) Становление и развитие отечественной социологии молодежи // Социол. исследования. № 7. С. 108–116; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.

 

Вал. А. Луков