Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Основные исследования молодежи

Первокурсник Московского гуманитарного университета (2004–)

 

«Первокурсник Московского гуманитарного университета» — научный проект Московского гуманитарного университета (МосГУ), осуществляемый ежегодно в форме анкетного опроса. Проводится с 2004 г. Институтом фундаментальных и прикладных исследований МосГУ при организационной поддержке учебных подразделений университета.

Инициатива проведения исследования принадлежит ректору МосГУ И. М. Ильинскому, который поставил задачу разработать и осуществить мониторинг личностного роста студентов университета. Руководителями исследования были назначены Вал. А. Луков и А. И. Ковалева, которые разработали программу мониторинга, охватывающего весь период обучения студентов. Пробное исследование было проведено в октябре 2004 г. по трем направлениям: личностная компетентность (психологический проект), ценностные ориентации (социологический проект), культура здоровья (социально-медицинский проект). Опрошены были 136 студентов по гнездовой выборке, которая включала по одной академической группе очного отделения каждого факультета (Луков, 2009: 52). По первоначальному замыслу исследование должно было проводиться как панельное и вестись с интервалом в два года на одном и том же контингенте в течение всего периода его обучения (в этот период обучение велось по модели специалиста и предполагало срок обучения 5 лет; таким образом, исследование должно было вестись на 1, 3 и 5 курсах). В итоге исследование в своей социологической части было призвано дать информацию о  том, каков ценностный мир тех, кто пришел учиться в Московский гуманитарный университет; какие изменения происходят в ценностных ориентациях студентов в течение пяти лет учебы в вузе; с какими жизненными установками выйдут из стен университета его выпускники (Первокурсник…, 2005a: 3–4).

Из данных, полученных в анкетном опросе 2004 г., складывалась социальная характеристика первокурсников на той стадии, которая еще не сопряжена с вузовскими образовательными программами и системой учебно-воспитательной работы. Фактически это означает, что был зафиксирован исходный уровень вторичной социализации. Эта фиксация, по оценке организаторов исследования, необходима не только с точки зрения того, что она позволяет впоследствии оценить влияние вуза на студента, выпускника. Вуз должен учитывать, что социализация — двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоения индивидом в течение всей его жизни социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий индивиду функционировать в данном обществе (там же: 95).

Исследование показало, что социальный облик, ценностные ориентации, социальные ожидания и жизненные планы первокурсников разных факультетов существенно различаются на входе. Для первокурсников 2004 г. оказались характерными стремление опираться на собственные силы, низкий уровень альтруизма, прагматизм в отношении к образованию и другие черты, выявленные в исследовании. В ряде случаев были существенны гендерные различия (там же: 96).

Первоначальный замысел исследования как мониторинга личностного роста студентов, обучающихся в университете, исчерпал себя после завершения полного цикла исследования, начатого в 2004 г., и проведенного по той же пятилетней схеме исследования, начатого в 2005 г. С 2008 г. реализуется в ежегодном режиме социологическая часть исследования, проводимого среди первокурсников в первый месяц их учебы в вузе. Таким образом, мониторинговая характеристика исследования сохранилась, но ее содержание изменилось по объекту и предмету изучения: сопоставление данных, получаемых в рамках анкетного опроса от поступивших на 1 курс образовательных программ высшего образования (с 2012 г. — по всем формам обучения) в порядке сплошного опроса всех первокурсников, находящихся в учебных аудиториях в период проведения полевой части исследования (обычно — две первые недели октября для студентов очного отделения, первые две недели ноября для студентов заочного отделения).

О характере получаемых данных свидетельствуют выводы из отчета по исследованию «Первокурсник Московского гуманитарного университета» за 2014 г., где, в частности, отмечается, что «на выбор МосГУ в качестве учебного заведения так же, как и в прошлые годы, преимущественно повлияли следующие факторы: высокий уровень образования, получаемый в вузе (38,7%); близость расположения университета к дому (35,6%). Для основной массы  первокурсников характерно проживание с родителями и родственниками, что соответствует и частоте выбора вуза по основанию близкого расположения к месту проживания. Неизменно значимыми  среди причин поступления в вуз в ответах респондентов остаются позиции «иметь в будущем интересную работу» и «претендовать на высокую зарплату». По сравнению с результатами исследования 2013 г. можно отметить одновременные тенденции снижения количества тех, кто ожидает результатом обучения в вузе получение интересной работы вместе с ростом количества тех, кто пришел в университет для получения диплома… Как и в прошлые годы, примерно 1/3 нынешних первокурсников склонны считать высшее образование гарантией жизненного успеха. Косвенно положительный ответ на этот вопрос свидетельствует о мотивации к обучению в вузе… Относительно ценностных ориентаций первокурсников исследование в основном подтверждает ранее полученные данные. Представления первокурсников о «хорошей жизни» практически неизменны и устойчиво состоят в выборе следующих значимых позиций: «иметь хорошую семью, детей», «быть материально обеспеченным», «быть здоровым»,  «любить и быть любимым», «иметь хорошую работу», «сделать карьеру». Оценка первокурсниками личностных качеств современной российской молодежи достаточно критична, они склонны считать молодых россиян эгоистичными, ленивыми, равнодушными, агрессивными. В то же время первокурсники называют ценными людей доброту, честность, открытость, ответственность. Налицо разрыв в оценках реальных черт сверстников (косвенно личностной самооценки) и своих личностных предпочтений. Выявлена тенденция снижения роли родительской семьи как образца построения первокурсниками своей собственной жизни (в два раза сократилось число опрошенных, назвавших родителей как идентификационный ориентир). Респонденты находятся в замешательстве, отвечая на данный вопрос, вероятно, пребывая в поиске определенных и устойчивых идеалов жизненного поведения». Сделаны и другие выводы, имеющие значение для более точного определения задач учебно-воспитательной работы с каждым новым контингентом поступивших в университет. Итоги исследования ежегодно обсуждаются в ректорате для принятия управленческих решений.

Организацию полевых исследований и обработку данных с 2008 г. осуществляет Центр социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ (В. А. Гневашева, С. В. Луков). С 2013 г. в проведении исследований участвуют в качестве анкетеров студенты, обучающиеся по направлению «Социология».

Отчеты  по исследованию, полученные данные, обзоры результатов публиковались в научных изданиях и на сайте МосГУ (Гневашева, Луков, 2008; Гневашева, Луков В., Луков С., 2008; Луков, 2011, 2015; Луков В., Гневашева, Ковалева, Луков С., 2006; Намлинская, 2005; Первокурсник…,  2005ab).

Лит.: Гневашева, В. А., Луков В. А. (2008) Первокурсник Московского гуманитарного университета : год 2007 : результаты социол. исследования : мониторинг (этап 2007 г.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 46 с.; Гневашева, В. А., Луков, В. А., Луков, С. В. (2008) Студент Московского гуманитарного университета: социализационная динамика : Сравнительный анализ материалов мониторинга (этапы 2005 и 2007 гг.). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.; Луков, В. А. (2009) Институт фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета: Исторический очерк. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 92 с.; Луков, В. А. (2011) Научная школа Московского гуманитарного университета по социологическим наукам. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 84 с.; Луков, В. А. (2015) Каков он — первокурсник факультета рекламы // Вестник Московского гуманитарного университета. №2. С. 14–16; Луков, В. А., Гневашева, В. А., Ковалева, А. И., Луков, С. В. (2006) Первокурсник Московского гуманитарного университета: год 2006 : По материалам социологического исследования (мониторинг, этап III). М. 39 с.; Намлинская, О. О. (2005) Ценностные ориентации первокурсников Московского гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 123–129; Первокурсник Московского гуманитарного университета: 2004 год: Итоги междисциплинарного исследования : в 2 ч. (2005a) Ч. 1 / под общ. ред. В. А. Лукова, А. И. Ковалевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. унта. 100 с.; Первокурсник Московского гуманитарного университета: 2004 год: Итоги междисциплинарного исследования : в 2 ч. (2005b) Ч. 2 / под общ. ред. В. А. Лукова, А. И. Ковалевой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ин-та. 32 с.


С. В. Луков