Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Основные исследования молодежи

«Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями (2003)

 

«"Ненормальные” в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями» — книга польской исследовательницы Терезы Жулковской и российских социологов  Антонины Ивановны Ковалевой и Валерия Андреевича Лукова, ставшая итогом международного исследования в области социализации детей и молодежи и опубликованная в 2003 г. как совместное издание в Москве и Щецине (Польша) (Жулковска, Ковалева, Луков, 2003).

Авторы книги в период ее написания работали в Высшей гуманитарной школе в Щецине: Жулковска, защитившая к тому времени в России докторскую диссертацию по социологическим наукам (научный консультант Ковалева), преподавала специальные дисциплины, Ковалева в режиме приглашенного профессора заведовала кафедрой прикладной социологии, Луков (в том же режиме) заведовал кафедрой социологии молодежи.

В книге на богатом эмпирическом материале сделаны важные выводы об особенностях социализационного процесса людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. В монографии представлены:

1. Теоретическое обоснование социологического изучения социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, строящееся на совмещении объективного и субъективного подходов;

2. Комплексная характеристика индивидуальной и общественной моделей ограниченных интеллектуальных возможностей, строящихся на доказательстве неравноправности положения людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Акцентируется внимание и на разновидностях умственных возможностей индивидов, и, в сопоставительном плане, на особенностях среды, связанных с барьерными ограничениями (экономическими, социальными, культурными), которые затрудняют для данной категории лиц пользование гражданскими правами и правами человека. В глобальном аспекте имеется в виду асимметрия в развитии человечества, проявляющаяся, с одной стороны, успехами, достижениями, богатством, с другой — отсталостью, нуждой, голодом, неграмотностью и т. д. В национальном аспекте — это неравноправность в образовании, труде, использовании социальных учреждений. На локальном уровне неравноправность связана с дисфункциями социальных институтов в интегрировании таких людей, с дистанцированием от них социальных связей, дефицитом социальной инфраструктуры;

3. Концепция социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, основанная на трактовке этого процесса с учетом его макро- и микроуровней и системой социализационных воздействий (институтов социализации).

Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями определяется как двусторонний процесс (1) передачи обществом, его институтами и (2) освоения индивидами социальных норм, культурных ценностей, стереотипов поведения, социально-психологических свойств, позволяющий этим людям адаптироваться к условиям социальной среды и функционировать в ней. Параметры нормы и отклонения социализации таких индивидов имеют специфику, связанную прежде всего с нетипичностью и с конкретизацией образцов личностного развития, их упрощением (как правило) и персонификацией эталонов социализации с учетом психофизиологического потенциала конкретного индивида.

Результативность социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями проявляется в том, что достигается ожидаемое обществом (общественно приемлемое) поведение людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. На всех жизненных этапах таких людей для их позитивной социализации важное значение имеет накопление активного опыта деятельности (чаще всего в сфере простых занятий исполнительного характера) и общения, участие в различного типа социальных ситуациях, постановка и достижения целей, осуществление самостоятельного выбора. Этим сужается дихотомия «развитые и умственно отсталые».

Негативные результаты социализации проявляются в деструктивном поведении, противоречащем общепринятым нормам, принимающем эгоцентрические и эгоистические формы. У людей с ограниченными интеллектуальными возможностями возникают сложности в процессе социализации, связанные с преобладанием негативного социального опыта, заниженным уровнем ожиданий и запросов, диспропорцией между запросами и их удовлетворением, усиленным стремлением к успеху и страхом перед выбором адекватной стратегии поведения, продолжительной неудовлетворенностью, затруднением в оценке собственных возможностей;

4. Обоснование положения о том, что соотношение институтов и процессов социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеет специфический характер, обусловленный особой значимостью институционального влияния (объективных факторов) на процесс социализации таких людей. Актуализируется институциональность социализационных процессов, которые в случае людей с ограниченными интеллектуальными возможностями имеют особые приоритеты сфер (деятельность, общение, самосознание) и фаз (адаптация и интериоризация) социализации. Процессы социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями отличает преимущественно воспроизводящая направленность и слабый инновационный потенциал в общественно значимом смысле;

5. Концептуальное обоснование модели Сети социальной поддержки людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в процессе социализации, строящееся на следующих положениях:

а). Сеть, являясь совокупностью институтов социализации людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, имеет своей основной функцией интеграцию таких людей в общество и направлена на нормализацию, предполагающую приближение условий их жизни к «нормальной» жизни, повышение ценности их участия в общественной жизни, актуализацию их стремления считать себя «нормальными», не «другими». Сеть включает формальные и неформальные социальные связи в местных сообществах, она должна иметь четко сформулированные и признанные цели социальной поддержки людей с ограниченными интеллектуальными возможностями в процессе их социализации;

б). Сеть имеет разновидности в зависимости от (1) уровня институционализации, (2) степени интеграции в своих сегментах, (3) характера включенности в них объекта помощи. Сеть может быть формальной и неформальной, открытой и закрытой, а также функционировать в форме конфигурации, когда конкретные условия определяют целесообразность тех или иных вариантов, поскольку каждая разновидность Сети имеет свои достоинства. Формальная Сеть предполагает организованный характер влияний на индивида, в неформальной — только часть влияний целенаправленна. Открытая Сеть предполагает, что объекты помощи не меняют обычной для себя среды проживания, могут свободно перемещаться между учреждениями, оказывающими помощь, и своим домом. Открытая Сеть не является интегрированной. Закрытая Сеть интегрирована: она предполагает переход клиентов на полное попечение соответствующего учреждения, постоянное проживание в нем при изоляции от предыдущего окружения;

в). Эффективному функционированию Сети способствует диагностика психофизиологических ограничений и личностных ресурсов людей с ограниченными интеллектуальными возможностями, целенаправленное расширение их субъектности и адаптированности (там же: 20–23).

Книга Жулковской, Ковалевой, Лукова отразила важную часть работы над расширением и уточнением научных представлений о социализации как социальном процессе, исследуемым в аспекте социологии детства и социологии молодежи. В частности здесь были закреплены базовые положения тезаурусной концепции социализации, что было положительно оценено в научном сообществе (Колков, 2005: 88).

 

Лит.: Жулковска, Т., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2003) «Ненормальные» в обществе: социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва–Щецин : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 432 с.; Колков, В. В. (2005) [Рец. на кн.] «Ненормальные» в обществе: социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Москва-Щецин: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2003. 432 с. // Сотис — Социальные технологии, исследования. № 1. С. 88–89.


В. А. Гневашева, С. В. Луков