Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

 

Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (22.04.1870, Симбирск — 21.01.1924, Горки под Москвой) — выдающийся политический и общественный деятель конца XIX — начала XX в., основатель Советского государства. Ленин (Ульянов) Владимир ИльичС именем Ленина связаны создание наиболее значимых для истории российского революционного движения газет «Искра» и «Правда», выделение в РСДРП большевистского крыла, которое сыграло видную роль в трех российских революциях (1905, февраль 1917, октябрь 1917 г.) и, вырвав власть у Временного правительства, развернуло крупнейший социальный эксперимент по переходу от капитализма к социализму. Ленину принадлежит роль идеолога Октябрьской революции, НЭПа, создания СССР, он выступил теоретиком и организатором III Интернационала. В то же время в решении масштабных задач социального развития страны Ленин и его соратники не останавливались перед применением насильственных, диктаторских методов, шли на действия, многие из которых сегодня оцениваются как нарушение прав человека и более того — как преступления против человечности.

В своих теоретических взглядах Ленин последовательно развивал марксистскую концепцию общества, внося в нее уточнения и новации, отражающие новые исторические реалии. Определенные изменения им внесены и в марксистскую концепцию молодежи, прежде всего по вопросам осмысления социальной субъектности молодежи.

Уже в ранних работах Ленина применение классового подхода к молодежи позволило ему дать анализ студенчества в аспекте его политической группировки. В статье «Задачи революционной молодежи» (1903) на основе анализа Ленин выделяет шесть политических групп в современном студенчестве: реакционеры, равнодушные, академисты, либералы, социалисты-революционеры, социал-демократы. «Спрашивается: не случайная ли эта группировка? не есть это временное распределение настроений?.. Да иной группировки и быть не могло бы в нашем студенчестве, потому что оно является самой отзывчивой частью интеллигенции, а интеллигенция потому и называется интеллигенцией, что всего сознательнее, всего решительнее и всего точнее отражает и выражает развитие классовых интересов и политических группировок во всем обществе. Студенчество не было бы тем, что оно есть, если бы его политическая группировка не соответствовала политической группировке во все обществе, — "соответствовала” не в смысле полной пропорциональности студенческих и общественных групп по их силе и численности, а в смысле необходимой и неизбежной наличности в студенчестве тех групп, какие есть в обществе» (Ленин, 1959: 343). Соответственно, для всего русского общества Ленин выделяет в качестве характерных те же шесть групп, заменив только наименование «академисты» на «культурники» со следующим комментарием: «Такие культурники есть во всех слоях русского общества, и везде они, подобно студенческим "академистам”, ограничиваются маленьким кругом профессиональных интересов, улучшением данных отраслей народного хозяйства или государственного и местного управления, везде они боязливо сторонятся "политики”, не различая (как не различают академисты) "политиков” различных направлений и называя политикой все и вся, относящееся до... формы правления» (там же: 343–344).

В ленинском анализе марксистская установка искать классовую подоплеку конкретных форм молодежного активизма реализована как методологический принцип. В работе «Развитие капитализма в России» (1899) Ленин показал, что суть сверхэксплуатации подростков и молодежи с утверждением империализма не только не изменилась, но, более того, стала еще очевиднее. Однако при этом процесс развития производства дает и прогрессивный социальный эффект для этих групп: крупная машинная индустрия толкает вперед их развитие, повышает их самостоятельность (Ленин, 1960). Таким образом, социально-экономический фактор рассматривается как первостепенный по значимости в процессе изменения места молодежи в общественной жизни, а также и появления в ряде стран Европы первых социалистических союзов молодежи на рубеже XIX и XX в. По существу, с появлением этих союзов возникает молодежное движение как относительно самостоятельное социальное явление, поскольку на более ранних стадиях капиталистического развития участие молодежи в революционной борьбе организационно не выделялось из общепролетарского движения, а в непролетарской среде для его формирования не было социальных предпосылок. Ленин исходил из того, что пролетарское молодежное движение может стать важным фактором революционизации общества, если будет обладать самостоятельностью.

Ленинское понимание самостоятельности союзов молодежи существенно для теории и практики строительства и деятельности молодежных организаций. У Ленина говорится и об организационной, и о «полной» самостоятельности таких союзов. Позже в марксистско-ленинской литературе в этом вопросе не было общей позиции (Трущенко, 1980, Сулемов, 1982; Комсомольское строительство, 1984), и нередко тезис о «полной» самостоятельности умалчивался, отрицался или трактовался как совпадающий с организационной самостоятельностью, основное же внимание уделялось ленинскому тезису о тесной связи пролетарских союзов молодежи с передовой партией рабочего класса, партийном руководстве их деятельностью. Требование самостоятельности союзов молодежи Лениным было обосновано в заметке «Интернационал молодежи», опубликованной в 1915 г., оно им осмысливалось как следствие того, что «без полной самостоятельности молодежь не сможет ни выработать из себя хороших социалистов ни подготовиться к тому, чтобы вести социализм вперед» (Ленин, 1962: 226). Тот же аргумент выступает в трактовке межпоколенческих взаимоотношений, опять-таки интересующих Ленина только в аспекте связи поколений революционных борцов: «Нередко бывает, что представители поколения пожилых и старых не умеют подойти, как следует, к молодежи, которая по необходимости вынуждена приближаться к социализму иначе, не тем путем, не в той форме, не в той обстановке, как ее отцы» (там же).

Эта линия продолжена в трудах и выступлениях Ленина в советское время. По Ленину, молодежь в новых условиях сохраняет свои черты как социальной группы, дифференциация которой отражает социально-классовое деление общества. Передовая молодежь (т. е. та, которая и по своему классовому происхождению, и по классовому сознанию отвечает целевым установкам победивших социальных сил) своей классовой задачей имеет освоение общечеловеческих культурных ценностей, знаний, умений; ее обучение должно быть соединено с производительным трудом «вместе с рабочими и крестьянами»; ей должны поручаться ответственные участки социалистического строительства. Такие задачи стоят не только перед Российским коммунистическим союзом молодежи, возникшим в конкретных обстоятельствах послереволюционной России, но и перед союзами молодежи «в социалистической республике вообще» (Ленин, 1963: 298). Ленин (Ульянов) Владимир ИльичВ речи Ленина на III съезде Российского коммунистического союза молодежи (1920) эта концептуальная позиция была изложена в наиболее ясной форме и стала императивным основанием молодежной политики партии большевиков, впоследствии — молодежной политики КПСС.Ленин (Ульянов) Владимир Ильич

Из ленинского наследия (включая и записи бесед, стенограммы ответов на вопросы делегатов съезда комсомола, воспоминаний о Ленине и т. д.) в СССР, затем и в других социалистических странах формировалась официальная позиция доктрина ленинского отношения к молодежи, которая переконструировалась в угоду идеологической установке того или иного этапа социалистического развития. Вошедший в обыденное сознание как Ленинский призыв «Учиться, учиться и учиться!» на деле является упрощенным переложением  речи Ленина на III съезде РКСМ. Апологетами ленинской концепции союза молодежи постепенно была выхолощена важная для социализации молодежи идея о ее полной самостоятельности в политической деятельности и научно состоятельными считались только те исследования, где рассматривалось партийное руководство комсомолом. С 1990-х гг. обращение к ленинскому наследию в работах по социологии молодежи стало крайне редким (Луков, 2012). 95-летие ленинской речи «Задачи союзов молодежи» в 2015 г. прошло совершенно не замеченным, что характеризует удаление в прошлое советской эпохи, в которой годовщина речи Ленина на III съезда РКСМ ежегодно отмечалась в комсомольских организациях как важное событие идейно-воспитательного характера.

 

Лит.: Ленин, В. И. (1974) О молодежи. М. : Мол. гвардия. 656 с.; Ленин, В. И. (1959) Задачи революционной молодежи // Ленин, В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 7. 622 с. С. 341–356; Ленин, В. И. (1960) Развитие капитализма в России // Ленин, В. И. Полное собрание сочинений : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 3. 792 с. С. 1–609; Ленин, В. И. (1962) Интернационал молодежи: (Заметка) // Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 30. 561 с. С. 225–229; Ленин, В. И. (1963) Задачи союзов молодежи: Речь на III Всероссийском съезде Российского коммунистического союза молодежи 2 октября 1920 г. // Ленин, В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. 5-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 41. 695 с. С. 298–318; Актуальные вопросы международного молодежного движения (1983) / В. П. Мошняга (рук.), В. А. Луков (отв. ред.) и др. М. : Мол. гвардия. 240 с.; Комсомольское строительство (1984) / И. М. Ильинский (рук.) и др. М. : Мол. гвардия. 574 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Сулемов, В. А. (1982) Союз молодых борцов. Теория, исторический опыт и современные проблемы комсомольского строительства. 2-е изд., доп. и пер. М. : Мол. гвардия. 399 с.; Трущенко, Н. В. (1980) Ленинское напутствие поколениям. М. : Мол. гвардия. 190 с.


 

Вал. А. Луков