Научные проекты Московского гуманитарного университета

Социология молодежи

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Энциклопедия / Исследователи молодежи

Рейч Чарлз

 

Рейч (Reich)Чарлз А. (род. 20.05.1928, Нью Йорк) — американский социолог, один из представителей конфликта поколений теорий, критик общества потребления. Преподавал право в Юридической школе Йельского университета, публиковал работы в научных и популярных журналах (Yale Review, The Public Interests, The Nation, The Yale Law Journal и др.). Прославился книгой «Зеленеющая Америка» (The Greening of America), вышедшей в 1970 г. и сразу ставшей бестселлером.

Рейч ЧарлзСоциологическая концепция Рейча тесным образом связана с социальными процессами, проходившими в американском обществе в 1960-е гг.: гибель президента Кеннеди, молодежные протесты против войны во Вьетнаме, движение хиппи и усиление социальной напряженности, вылившейся в студенческий бунт.

Рассматривая социокультурную ситуацию США, Рейч нашел выход из кризиса современного ему американского общества потребите­лей в «революции, совершаемой сознанием» («revolution by con­sciousness») — так называется одна из заключительных глав книги (Reich, 1970: 299–347).

Рейч ЧарлзАвторское посвящение «студентам Йеля, благодаря которым стала возможна эта книга, и их поколению» (Ibid., V) символично: Рейч подчеркивает, что «революция приближается. Она не будет похожа на революции прошлого. Она будет порождена индивидом и культурой и изменит политическую структуру только в конечном счете... Это революция нового поколения. Его протест и бунт, его культура, одежда, музыка, наркотики, образ мыслей и освобожденный стиль жизни — не только не мимолетная причуда или форма несогласия и отказа, но и никакая чувственная иррациональность. В целом возникающая модель (pattern) — от идеалов до демонстраций в кампусах, бус, колокольчиков, до фестиваля в Вудстоке — становится осмысленной, и это — часть последовательной философии» (Ibid.: 4). Таким образом, Рейч в качестве движущей силы нового революци­онного процесса представил студенческую среду с ее протестом, контркультурой, особой одеждой, музыкой, наркотиками, новым образом мысли и свободным стилем жизни.

Попытка дать трактовку молодежи как обновления всей культурной системы общества тесно связана у Рейча с критикой общества потребления, которому свойственна противоречивость требований общества к индивиду — быть, с одной стороны, послушным работником в системе производства и, с другой, ненасытным потребителем производимых товаров и услуг. Самоограничение потребностей, самодисциплина противостоит стремлению получить побольше удовольствий. Но автор рассматривает не экономическую подоплеку этого противоречия, а его когнитивные характеристики. Термины «Сознание I», «Сознание II», «Сознание III» вводятся для обозначения трех типов сознания в современной Америке (на локализацию концептуального хода Рейча следует указать особо, поскольку его обобщение не базируется ни на каких иных, кроме американских, реалиях молодежи). По Рейчу, первый из этих типов был сформирован в XIX в., второй — в первой половине ХХ в., третий — «только нарождающийся» (just emerging).

«Сознание I — традиционная точка зрения американского фермера, мелкого предпринимателя и рабочего, который пытается преуспеть. Сознание II представляет ценности организованного общества. Сознание III — это новое поколение» (Ibid.: 16), — кратко предваряет автор подробный разбор черт трех типов сознания, составляющих основное содержание книги. Особо критично относится Рейч к Сознанию II, сформированному в современном (послевоенном) корпоративном государстве, где велика зависимость человека от формальных организаций (он становится «институциональным человеком») и где ценностная сфера предопределена престижем, карьерой, комфортом. По его оценке, «одним из центральных аспектов Сознания II является при­нятие приоритета институтов, организаций и общества, а также вера, что индивид должен связывать свою судьбу с каким-то из них в большей мере, чем с самим собой, и подчинять ему свою волю... Подобно Сознанию I, Сознание II видит жизнь в терминах неистовой конкурентной борьбы за успех» (Ibid.: 67, 75). Такой тип сознания присущ разным группам, «включая бизнесменов ("нового типа”), либеральных интеллектуалов, высокообразованных профессионалов и техников, горожан из среднего класса (middle-class suburbanites), профсоюзных лидеров, маккартистов, "синих воротничков” — рабочих с новоприобретенными домами, левых старого образца и членов компартии США» (Ibid.: 66).

Сознание III, которое берет свои истоки в действиях «немногих индивидов» в середине 1960-х гг. (Ibid.: 217) и несет в себе отголоски войны во Вьетнаме, отвергает ценность организации и провозглашает ценность свободной личности — без флера богатства и положения в обществе, без различия расы, пола, возраста. «Новое сознание — продукт двух взаимодействующих сил: жизненной перспективы, которая создается для молодого американца всем нашим изобилием, технологией, свободой и идеалами — и трактовкой этой перспективы, демонстрируемой каждым из неоновых уродств, опостылевшими работами на Вьетнамскую войну и тенью ядерной катастрофы» (Ibid.: 218).

Рейч стремится в систематической и аналитической форме описать новое поколение, а в его концепции это значит — особенности Сознания III. Среди этих черт выделяются следующие:

1. «Фундаментом Сознания III является свобода» (Ibid.: 225).

2. «Сознание III начинается с себя самого. Начинать с себя не значит быть эгоистичным (selfish). Это значит начинать с предпосылок, базирующихся на человеческой жизни и природном покое, — скорее чем на предпосылках, являющихся искусственными продуктами Корпоративного Государства, такими как сила или закон. Это не уход в себя, а радикальная субъективность, намеренная искать истинные ценности в мире, чьи официальные ценности фальшивы и извращены» (Ibid.).

3. «Сознание III постулирует абсолютную ценность каждого человеческого существования — каждой самости. Сознание III не верит в антагонистическую или конкурентную доктрину жизни» (Ibid.: 226).

4. «Сознание III отвергает всякое понятие высшей и относительной заслуги, которое находится в центре Сознания II» (Ibid.).

5. Сознание III «покоится на идее общины (community) и личностных связей» (Ibid.: 227).

В свете этих базовых идей Рейчем рассматриваются четыре аспекта новой культуры, которую он идентифицирует с молодежью: одежда, не связанная с управлением карьера (the nondirected career), музыка, община (Ibid.: 234–254).

Рейчу в скорее публицистичной, чем научной форме удалось схватить важные черты описываемой ситуации и придать им значение теоретических положений. Они действительно прояснили многие вопросы лучше, чем эмпирическая социология того времени, которая не смогла увидеть существенные изменения в молодежной среде, поскольку ее инструменты не были подготовлены для анализа сфер сознания и культуры. В то же время нельзя не видеть концептуально заложенной автором односторонности его анализа, внесения в исследование тенденциозности (хорошо заметной при оценке Сознания I и Сознания II). Он дает радужную картину нового сознания — явно фантастическую. В соответствии с ней человек, вырвавшийся из плена машинной цивилизации, честен, искренен, по-детски непосредствен. «Суть образа мыслей нового поколения состоит в постоянной открытости новому опыту, готовности к самоизменению, надежде на новые ощущения, родственные удивлению перед природой и человечеством» (Ibid.: 284).

Среди наиболее важных для себя источников автор называет труды К. Маркса (обращаясь к его «Экономическо-философским рукописям 1844 г.», т. е. к Марксовой трактовке отчуждения), Г. Маркузе («Одномерный человек» и др.), К. Поланьи, Ж. Эллюля, К. Кенистона и др. (Ibid.: 331).

Концепция Рейча была воспринята широкими кругами молодежи, прежде всего студенческой (среди студентов Рейча в период написания «Зеленеющей Америки» — Бил Клинтон и Хиллари Клинтон, вполследствии видные политические деятели США), как своего рода модель молодежной контркультуры и обоснование особой роли молодежи в современном обществе. В силу этого обстоятельства она заняла определенное место и в социологии молодежи, хотя автором для этой цели не предназначалась (Ковалева, Луков, 1999; Практикум…, 2000; Луков, 2012).

 

Соч.: Reich, Ch. A. (1970) The Greening of America. N. Y. : Random House. 332 p.

Лит.: Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 357 с.; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация». 528 с.; Практикум по социологии молодежи (2000) / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко. М. : Социум. 296 с.

Вал. А. Луков